Высокогорная дорога гросглокнер на карте. Высокогорная панорамная дорога и ледник Пастерце в Австрии (Großglockner High Alpine Road)

Коровьи пробки. Горные дороги Герлос и Гросглокнер. Криммльские водопады. Высочайшая горная вершина Австрии и ледник Пастерце.

По Австрии на машине. Инсбрук — Кримль — Флаттах. Высокогорная дорога Гросглокнер. Водопады Кримль.

Тот самый случай, когда смотреть лучше, чем читать. На шестой день путешествия мы начинаем полное погружение в Альпы. Сегодняшний день лишен городского туризма, зато полон красивыми горными пейзажами, водопадами и восхитительными альпийскими дорогами. Главной звездой сегодняшнего дня стала знаменитая высокогорная дорога Гросглокнер (Grossglockner). Да, и водопады, что у городка Кримль, оказались весьма ничего. Следите за нашим путешествием и подписывайтесь на наш YouTube-канал, а также на email-рассылку нашего блога (колонка справа или внизу страницы).

Карта маршрута и размещение.

Весь маршрут этого дня проходит по горным дорогам. Передвижение по ним неспешное, но завораживающее, только и успевай крутить головой. Общая нитка маршрута Инсбрук-Кримль-Гросглокнер-Флаттах — около 280 километров, включая ответвления на Эдельвейсшпитце и к леднику Пастерце.

Размещение : Апартамены Appartementhaus Mentil , Игльс, пригород Инсбрука. Бронирование через Booking.com. Одна ночь — 84€ (самое дороге размещение в поездке). Завтрак не предусмотрен. Бесплатная парковка. Внимание ! На букинге цена указывается меньше (45€), чем есть на самом деле, так как дополнительно мелким шрифтом идет приписка про сбор за уборку.

Праздник Альмабтриб и дорожные проблемы с ним связанные.

Вот и пришла покидать гостеприимный Инсбрук и наши шикарные апартаменты Waldhaus Igls. Оставляем их в первозданном виде и порядке.

Проезжаем транзитом окраинами Инсбрука, немного проезжаем по автобану, затем сворачиваем в сторону Целль-ам-Циллер, затем еще немного и оказываемся на дороге, ведущей в сторону городка Герлос и одноименной платной горной дороги.

На подъезде к Герлосу нам начинают попадаться процессии из наряженных коров и пастухов.

Каждая процессия полностью занимает одну из полос дороги, вынуждая автомобили останавливаться и ждать ее прохождения. Первые пару раз это выглядит интересно и забавно, мы даже радуемся, что попали на какое-то традиционное мероприятие и имеем возможность насладиться национальным австрийским колоритом. Пастухи веселые, приветственно вам машут.

Но в какой-то момент это начинает утомлять, ибо время-то уходит. Но самая главная жесть случилась в самом городе Герлос. Здесь мы встали в глухую пробку почти на час.

Причем, что интересно, долгое время никаких коров не было, затем прошли две не очень большие процессии, но мы продолжали стоять мертво.

А оказалось, что в это время проходит традиционный праздник Альмабтриб (Almabtrieb). Так называется событие, посвященное возвращению коров с высокогорных альпийских пастбищ домой, проводится в конце сентября или в начале октября. Если сезон выпаса прошел удачно, то коров наряжают и они гордо шествуют вниз. Пастухи тоже все нарядные, многие пьют пиво и уже слегка навеселе.

Еще одна опасность — это неконтролируемые движения коров. Нашу машину, например, одна из коров ударила колокольчиком на шее. А колокольчики эти — ого-го, совсем не маленькие. Слава Богу, обошлось без серьезных последствий.

Около 12-30 мы наконец-то тронулись и оказалось, что пробка в Герлосе была вызвана уже не только и не столько коровами, сколько людьми (туристами), которые уже вовсю начали отмечать праздник. И пивом, и шнапсом. Народ веселился и гулял, шатаясь по дороге как по своему дому. Поэтому движение было попеременно односторонним и на невысокой скорости.

Вырвавшись на оперативный простор мы начали наслаждаться альпийскими пейзажами. Погода стояла великолепная, как и все несколько последующих дней нашего пребывания в Австрии. Уж повезло так повезло. Вскоре на нашем пути возникло очень красивое озеро.

Мы предположили, что оно тоже называется Герлос.

Однако, при подготовке этого отчета выяснилось, что его название Шпайхер Дурлассбоден. В общем, негатив от потери кучи времени в пробке эта красота начала быстро изгонять.

Вскоре мы проехали пункт оплаты горной дороги Герлос (9€) и направились к нашей сегодняшней первой точке — каскаду водопадов Кримль. Дорога красивая, но не сказать, что очень захватывающая. По мере приближения к водопаду можно остановиться на смотровой площадке как раз напротив последнего. Отсюда открываются неплохие виды на долину.

И, собственно, на сами водопады.

Чуть поближе.

Еще одна смотровая уже на подъезде к Кримлю.

Наконец-то достигаем города, здесь есть несколько парковок, мы остановились на P3, кажется, ближайшей ко входу в парк. Нам повезло, было одно местечко. Правда, мы долго не могли выяснить как оплатить, пока Аня не сходила в кафе напротив и отдала наличными 5€. Не помню даже, дали ли нам какой-нибудь чек.

От парковки нужно пройти под автомобильным мостом и пройти по дорожке минут 10-15, оплатить вход (3€ с человека) и вот мы оказываемся на площадке нижнего водопада.

Здесь уже очень красиво, вода падает на камни всей мощью, поднимая столб брызг.

Подъем довольно крутой, но возможность перевести дух возникает постоянно, так как виды на водопад возникают на всем протяжении пути.

Здесь мы уже подходим к середине пути. Нужно сказать, что этот каскад водопадов является одним из самых высоких в Европе, суммарная высота около 385 метров.

Двойной каскад.

Путь до самого верхнего каскада, судя по указателю, занимает час и пятнадцать минут. До середины пути — 40 минут.

Виды, конечно же, потрясающие, водопад очень впечатляющий.

Вот мы и достигли средней точки. Здесь находится ресторан и огромный камень, а также можно выйти к реке Криммль-Ахе, которая и создает водопады. Здесь река спокойная. Умиротворяющий пейзаж.

Оказалось, что мои трекинговые ботинки были грязными после предыдущей поездки (уже не помню куда), поэтому я решил воспользоваться случаем и помыл их прямо в реке.

Мы очень довольные, пили селфи.

На самый верх решили не подниматься, так как время уже подбиралось к 15 часам, а нам хотелось попасть на трассу Гросглокнер при ярком свете дня. На спуске завернули в одно из ответвлений, которое прошли во время подъема.

Эх, ляпота-то какая!

Попытка снять радугу, которая образуется путем отражения солнца в брызгах воды.

В 15-36 покидаем Кримль и, неспешно петляя по горным долинам, в 16-48 достигаем пункта оплаты дороги Гросглокнер. Стоимость для легкового автомобиля на целый день — 35€. По этому билету дорогу можно покидать и возвращаться любое количество раз, но в пределах только этого дня. Кстати, последний въезд в осенний период возможен в 18-45. Сама дорога закрывается в 19-30.

Ну, что сказать про дорогу. Не будем вдаваться в историю строительства и прочие технические факты. Давай просто насладимся этой по-настоящему восхитительной и обалденно красивой высокогорной трассой. Нам удалось здесь немного полетать на дроне и мы получили вот такие замечательные виды.

На этой фотографии внизу виден музей Haus Alpine Naturschau, высота 2260 метров.

Это — северный участок дороги, вид с юга.

Башенка — это смотровая точка Fuscher Torl. Слева виднеется озеро Fuscher Lake.

Здесь можно видеть ресторанный комплекс перед отдельным ответвлением дороги Эдельвейсшпитце.

Сначала мы по незнанию проехали мимо ответвления на Эдельвейсшпитце и попали на Fuscher Torl, высота 2428 метров. Посмотрите как все красиво и аккуратно устроено.

Вечернее солнце создает волшебное освещение.

Аня узрела эдельвейс, уже засохший, к сожалению. Но я вот не уверен на 100% он ли это. Напишите, кто знает.

Вокруг, куда ни глянь, потрясающие горные панорамы.

На этих высотах дело активно движется к зиме, травка уже довольно жухлая, но все равно красиво.

Эдельвейсшпитце

Самая высокая точка трассы Гросглокнер, доступная для машин и мотоциклов, — это пик Эдельвейсшпитце, высота 2571 метр. Сюда нужно подниматься по узкому серпантину, вымощенному брусчаткой. Местами дорога захватывает дух.

Вот мы и на вершине.

Парковка небольшая и даже в это время года и суток здесь довольно много машин. Не представляю что творится в высокий сезон.

Сувенирный магазинчик со смотровой площадкой на крыше.

Как и на всех видовых точках дороги, здесь можно перекусить.

Северный склон дороги Grossglockner. Почти по центру видно ответвление, отсюда мы первый раз запускали наш квадрокоптер.

Здесь видим Fuscher Torl и как дорога огибает горку.

Озеро Fuscher Lake. Как написано в дорожном буклете, здесь можно прогуляться вокруг озера. Но, если честно, эта лужица нас совсем не впечатлила.

Один из крутых поворотов серпантина на Edelweissspitze.

Перевал Hochtor

А самой высокой точкой основной дороги является перевал Hochtor, высота 2504 метра. Здесь виды тоже неплохие, но уже не столь впечатляющие.

Главным приключением на перевале, где мы остановились, стало знакомство с милыми овечками.

Аня не преминула возможностью их покормить.

Хлеб они кушали с большим удовольствием. На этой фотографии на заднем фоне хоть и плохо, но виден указатель Hochtor, — единственное фотодоказательство нашего пребывания здесь 🙂

Еще одна красавица. Овечки были реально премилые. Когда нам пришла пора продолжить путь, они нас долго не хотели отпускать и преследовали вплоть до машины. Расставание было грустным…

Ледник Pasterze

Вечерело, стремительно опускались сумерки. Конечно же, мы пожалели, что не приехали сюда раньше. Очень нам не хватило того самого часа, потерянного в Герлосе. С некоторым риском, но мы все-таки поехали в туристический центр Kaiser-Franz-Josefs (2369 метров) — последнюю точку нашего пребывания на Гросглокнере. Прибыли сюда в 18-45, людей уже почти не было.

Именно отсюда можно наблюдать высочайшую вершину Австрии — гору Гросглокнер, давшей название дороге. Высота горы — 3798 метров. На фотографии ниже это самый высокий пик слева. И отсюда же можно наблюдать самый длинный ледник в австрийский Альпах — Пастерце (Pasterze).

Длина ледника сейчас достигает 9 километров. За последние 100 лет ледник очень сильно подтаял, из турцентра виден лишь его маленький хвостик, а когда-то он заполнял все ущелье.

В дневное время здесь предлагается спуститься прямо к леднику (его остаткам), сейчас нам оставалось лишь полюбоваться видами.

На этом наше пребывание на дороге Гросглокнер завершилось. Ровно в 19-00 покинули ледник и уже в 19-13 выехали за пределы трассы Гросглокнер. В 20-00 достигли городка Флаттах, где нас ждали очередные уютные апартаменты. Мы их забронировали за 45€, но оказалось, что мелким шрифтом значился сбор за уборку, итого нам пришлось раскошелиться на 84€! В итоге, это размещение оказалось для нас самым дорогим. Это — единственный минус (хотя и серьезный). В остальном апартаменты были очень хорошие, к сожалению, мы не сделали ни одного их фото, но зато они есть на видео. Также нам очень понравилась хозяйка, родом из Швеции, была очень позитивная и проявила к нам искреннюю заинтересованность и внимание.

Вот и все на сегодня! Подписывайтесь на наши аккаунты (YouTube, VK и email-рассылка — все в правой колонке) и следите за обновлениями нашего блога!

Ранее :

Вконтакте

Проезд по дороге Großglockner High Alpine Road закрыт на зимний период с 4 ноября 2019 года.

Высокогорная дорога Гросглокнер (Großglockner) не является обычной дорогой утилитарного назначения, соединяющей две соседние области в Австрии. Для более быстрого передвижения имеется скоростная автомагистраль А10 .

Панорамная дорога Großglockner High Alpine Road является одной из самых знаменитых горных дорог в мире. Она привлекает туристов из многих стран с ежегодной посещаемостью около 900,000 человек, что делает её одним из самых посещаемых мест в Австрии.

Großglockner High Alpine Road является частью истории культуры Австрии, одной из её главных туристических достопримечательностей и всемирно известным подвигом строительства.

Краткая характеристика


Проезд по дороге закрыт в ночное время - .

Расположение

Высокогорная дорога Гросглокнер является частью 107 региональной австрийской дороги и находится в центре австрийских Альп (Google Maps , Google Earth).

Расстояние от Зальцбурга составляет около 100 км, от Инсбрука - 120 км, от Мюнхена - 200 км. Учитывая отличное качество австрийских автомагистралей, потребуется порядка 1.5 – 2.5 часов, чтобы добраться до неё из этих городов.

Дорога Гросглокнер соединяет земли Зальцбург и Каринтия. Проходит по национальному парку Высокий Тауэрн (Hohe Tauern). Кроме того, она ведёт в центр кайзера Франца Иосифа, с панорамным видом на ледник Пастерце и гору Гросглокнер.

Как добраться до Großglockner High Alpine Road

Из Зальцбурга:

Выезжаете на автомагистраль А10 / E55 по указателю Graz/Villach и следуете по ней в сторону Италии до Bischofshofen (38 км).

Затем сворачиваете по указателю Bischofshofen/Pongau на региональную дорогу 311 и двигаетесь по ней до съезда на Bruck/Fusch (44 км).

После этого съезжаете на дорогу 107 и через 23 км подъедете к северному въезду на Großglockner High Alpine Road.

Общее расстояние - 105 км, время в пути - 1.5 часа.

Из Больцано (Италия):

Выезжаете на автомагистраль А22 / E45 и следуете по ней в сторону Австрии до Bressanone (45 км).

Съезжаете с автомагистрали на региональную дорогу SS49 / E66 и следуете до австрийского города Lienz (100 км).

После Lienz въезжаете на региональную дорогу 107 и через 43 км подъедете к южному въезду на Großglockner High Alpine Road.

Общее расстояние - 190 км, время в пути - 3 часа.

Дорога

Немного истории

Первое упоминание о ней относится к осени 1924 года, когда был разработан проект гравийной дороги шириной в три метра, с возможностью расширения до пяти метров.

30 августа 1930 в 9:30 утра был произведен первый взрыв горной породы. В первый год производились, в основном, изыскательные работы.

Тринадцать месяцев спустя, 22 сентября 1934 года, первый водитель пересек Высокий Тауэрн на автомобиле Steyr 100 (1.2 л, 32 л.с., 100 км/час максимальная скорость, расход около 10 литров бензина на 100 км).

Großglockner High Alpine Road была официально открыта 3 августа 1935 года и в первый год она привлекла 375,000 посетителей и 98,000 автомобилей.

Стоимость проезда

Цена включает в себя не только плату за проезд, но и доступ ко всем информационным ресурсам Großglockner, а также использование всех стоянок, включая гараж в центре Кайзера Франца Иосифа.

Тарифы на 2019 год:

1 в случае въезда после 18:00 цена билета снижается до € 26.50 для легковых автомобилей и до € 20.00 для мотоциклов.

2 экскурсионные билеты действительны в течение одного месяца для проезда по Großglockner High Alpine Road и Felbertauern Road.

3 обратный проезд по дороге в тот же день - бесплатно.

Повторное посещение в том же самом календарном году на том же автомобиле или мотоцикле (с теми же номерами) обойдётся в € 12.00 (необходимо предъявить старый билет).

Время работы

Дорога открыта для проезда с мая по октябрь или ноябрь в дневное время. Точные данные открытия и закрытия дороги определяются исходя из погодных условий.

  • С начала мая до 31 мая: 6:00 - 20:00
  • С 1 июня до 31 августа: 5:00 - 21:30
  • С 1 сентября до 26 октября: 6:00 - 19:30
  • С 27 октября до начала ноября: 8:00 - 17:00

Последние посетители пропускаются за 45 минут до закрытия.

WEB-камера

Изображение с web-камеры, установленной рядом с Fuscher Lacke:

Описание дороги

Высокогорная дорога Großglockner проходит через самое сердце национального парка Высокий Тауэрн. Она имеет протяженность в 48 км, включая в себя 36 крутых поворотов ("а-ля шпилька" ) и поднимается на высоту 2,504 метров.

1. Северный въезд

2. Ворота Fuscher Törl (2,428 м) - памятник разработан всемирно известным архитектором Clemens Holzmeister. Он посвящён рабочим, умершим при строительстве дороги. Это место является одной из лучших точек для фотографирования.

3. Fuscher Lacke (2,262 м) - выставка "Building of the Road" впечатляюще представляет интересную историю строительства дороги Großglockner High Alpine.

4. Hochtor (2,504 м) - самая высокая точка дороги и граница между землями Зальцбург и Каринтия. На северной стороне снег обычно лежит до конца августа.

5. Поворот к леднику Пастерце и туристическому центру Кайзера Франца Иосифа.

6. Центр Кайзера Франца Иосифа (2,369 м) - вид на гору Гроссглокнер и ледник Пастерце.

7. Южный въезд на дорогу Großglockner High Alpine Road.

На видео ниже можно посмотреть небольшой участок дороги Großglockner High Alpine Road , чтобы получить представление о том, что вас ожидает (вы можете посмотреть другие ролики на нашем канале на YouTube).

Вдоль всей дороги расположено большое количество специальных панорамных площадок для отдыха. На них вы в полной мере сможете насладиться окружающими видами, отдохнуть и сделать замечательные фото на память.

Достопримечательности

По сути, главной достопримечательностью является сама дорога и виды, которые с неё открываются. По пути следования вас ожидают цветущие луга, душистые леса, могучие скалы и вечные льды у подножия горы Großglockner.

Центр Кайзера Франца Иосифа

Центр расположен у подножия горы Großglockner и с него открывается вид на самый длинный ледник на востоке Альп - Pasterze.

Центр представляет собой 4-х этажное здание, в котором посетителям показывается всё, что есть самого интересного о самой высокой горе в Австрии - Großglockner.

Рядом с центром располагается большое количество парковочных мест. Но лучше проехать до конца дороги и припарковаться в многоэтажном гараже. Причём, оптимальнее всего заехать на крышу гаража.

Таким образом, вы окажетесь ближе к самому Центру Кайзера Франца Иосифа. А после того, как осмотрите всё, что хотели, сможете быстрее добраться до машины и отправиться дальше. К тому же сверху открывается замечательный вид на сам ледник.

Дополнительная информация о высокогорной дороге Großglockner High Alpine Road на официальном сайте - www.grossglockner.at

Впечатления от дороги

Несмотря на то, что на сайте публикуется информация справочного характера, сложно удержаться от того, чтобы не рассказать о своих впечатлениях.

Понравилась ли нам поездка по этой дороге? Определённо - да. Дорога вполне заслуживает того, чтобы посетить её, несмотря на достаточно высокую цену за проезд. Причём, внимания заслуживают, как окружающие виды, так и сам процесс передвижения по дороге с её крутыми поворотами, спусками и подъёмами.

А в Центре Кайзера Франца Иосифа очень приятно погулять по горам и зарядиться положительными эмоциями, наслаждаясь окружающей обстановкой.

На дороге очень много мотоциклистов, которые постоянно проносятся мимо вас. И даже попадаются вот такие экземпляры.

А количество велосипедистов, взбирающихся на эту гору, просто поражает. Только здесь начинаешь осознавать, насколько действительно популярен велосипедный спорт в Европе.

Так получилось, что за короткий промежуток времени нам удалось посетить две горные дороги - Großglockner и Timmelsjoch. И сравнения между ними избежать не удалось. Здесь вы можете посмотреть описание высокогорной дороги Timmelsjoch .

В заключении несколько фотографий с видами того, что открывается прямо с дороги.









Высокогорная альпийская дорога Гроссглокнер, более известная в немецком языке как Großglockner Hochalpenstraße , – это однозначно лучшее, что я когда-либо видела в Австрии. Если вы там уже были, то, пожалуй, вас не удивит новость о том, что это место входит в список "1000 places to see before you die", наравне с Гранд Каньоном, Петрой или Венецией. Если не были, то срочно надо вносить это место в свой личный список планов на ближайшее будущее, потому что лучше гор, как известно, могут быть только горы, а уж чего-чего, а гор в том районе достаточно. Около 300 трёхтысячников на 1100 квадратных километров, 246 ледников, самая высокая гора Австрии – Гроссглокнер (3798 метров), полузелёные-полузаснеженные склоны и невероятными зигзагами петляющая дорога – без колебаний называю это место жемчужиной Австрии.

Официально Гроссглокнер Хохальпенштрассе имеет протяжённость 48 километров: это платная часть дороги (28 евро за однодневный pass), самая сложная для езды, но и самая красивая. Неофициально – есть традиционный маршрут, начинающийся от поселения Bruck, что недалеко от Zell am See, и заканчивающийся около Heiligenblut. Если ехать в сторону Гроссглокнер Хохальпенштрассе, то вы всё равно поедете по этому маршруту, потому что других дорог там просто нет. В общей сложности, получается 75 километров обалденных панорамных видов и незабываемо проведённый день.

Первая, бесплатная часть дороги, – это очень красивые альпийские домики, зелёные поля с пасущимися на них коровами, виднеющиеся вдали горы и прочие прелести австрийских Альп. Очень красиво, но, в целом, не то, чтобы сильно отличается от зелёных красот Циллерталя, о которых я писала . Разве что, более безлюдно.

Особое очарование этому району в тот день придавал спустившийся в долину туман. Поскольку дорога постепенно уходила вверх, то сначала мы ехали прямо в этом тумане, а потом вдруг выехали из него и оказались как будто над облаками. Очень красивые картины:

По мере того, как вы приближаетесь к национальному парку Hohe Tauern, на территории которого как раз и находится Großglockner Hochalpenstraße, пейзаж за окном постепенно меняется. Всё реже и реже видны поселения, зато всё более волшебными становятся виды: озера, водопады и, конечно, горы:

Чем ближе к платному участку дороги, тем чаще видны заснеженные вершины:

Сразу после въезда на платный участок дорога начинает резко уходить вверх. Но это не самое страшное. Самое страшное – то, что она начинает очень резко и круто петлять. Если верить официальному сайту дороги и столбикам, расставленным на трассе, то очень крутых поворотов здесь 36, это так называемые Kehre. Но, надо полагать, счёт идёт только самым крутым поворотам, там, где дорога поворачивает почти на 180 градусов. Ко всему этому надо добавить ещё минимум сотню обычных поворотов. В результате, в машине довольно сильно укачивает и если бы не постоянные остановки для фотографирования, было бы совсем тяжко. Зато открывающиеся вокруг виды с лихвой всё это компенсируют:

Здесь ещё не так высоко, поэтому всё ещё видна зелень-зелень:

Назумленные гоо-о-оры. Как я уже написала, на территории национального парка находятся около 300 трёхтысячников:

Дорога идёт всё дальше и дальше вверх, вокруг уже видны одни снега и становится довольно холодно. К слову, помимо очень крутых поворотов дорога отличается ещё и своей узостью. Пытаться здесь кого-то обогнать – чистое самоубийство. Строили дорогу 75 лет назад, когда экономика Австрии была в упадке и надо было срочно дать работу нескольким тысячам человек. По первоначальным проектам, ширина дороги должна была быть в два раза уже, чем та, которую мы видим сейчас!

Это уже пошли заснеженные места:

Одна из самых крупных остановок на маршруте – это Edelweißspitze. Она же – самая высокая точка на всём пути. Это небольшое ответвление от основной трассы, дорога туда очень узкая и очень крутая. На самом верху – крайне сложная ситуация с парковкой. Там всего может поместиться от силы несколько десятков машин, и все места, разумеется, заняты. Пришлось тщательно следить за тем, кто собирается отъезжать, бежать занимать собой место, пока кто-то не нырнул на освободившийся пяточок и ждать, пока машины разъедутся, чтобы можно было припарковаться. Всё это заняло где-то минут 15-20. Многие из приехавших наверх вынуждены были сразу уехать, потому что просто некуда было заехать. Полагаю, они ждали внизу, когда какие-то из машин спустятся, ну или шли наверх ножками.

Нижняя часть всей этой тусовки – это всякие кафе, туалеты и сувенирные магазины, где встречаются чучела разных альпийских животных:

Есть даже крампусы, про которых я когда-то писала :

Собственно, вид на парковку. Это все парковочные места в этих краях, иных нет. Здесь видны четыре машины, ожидающие, когда кто-то освободит парковочное место. Мы там тоже так постояли:

Крутизну поворотов на трассе можно оценить, скажем, здесь. Отличительная черта дороги в сторону Edelweißspitze – это ещё и её узость. Как там разъезжаются две машины, представляю плохо. Скорее всего, никак. Действовать надо стандартным "азиатским" способом, т.е. перед каждым поворотом просто сигналить. Впрочем, на основной трассе дорога всё-таки шире, чем эта:

Если верить официальному сайту дороги, то спика Эдельвайс видны сразу 30 трехтысячников. Один из панорамных видов сверху стоянки:

Общий вид на дорогу, здесь можно оценить количество поворотов, бОльшая часть из которых даже не считаются этими самыми 36-тью ужасными Kehre’ами, пример которого вы видели выше:

Ещё один панорамный вид дороги. Здесь видно, как дорога в правом верхнем углу уходит в один из многочисленных туннелей.

Гроссглокнер Хохальпенштрассе открыта всего шесть месяцев в году: где-то с мая по октябрь, каждый год даты немного разные. Зимой дорогу закрывают в целях безопасности. Судя по тому, сколько снега было вокруг в конце сентября, предусмотрительных австрийцев понять можно. К слову, в "рабочие" шесть месяцев дорога поддерживается в отличном состоянии.

Ещё раз взгляд на безумные петляния дороги. Если присмотреться, то на дороге местами видны небольшие расширения: здесь можно тормознуть, если вам стало плохо захотелось поснимать открывающиеся панорамные виды. Такие съезды есть вдоль всей дороги, и тормозить хочется если не на каждом первом, то уж на каждом втором повороте наверняка.

Я уже писала где-то в комментах, что видела в сети фотографии Гроссглокнер Хохальпенштрассе в летнее время. Практически всё вокруг зелёное, и над всем этим возвышаются заснеженные вершины гор. В конце сентября, как видите, травка ещё местами проглядывает, но снега уже прилично. В конце октября дорога закрывается из-за того, что снега становится слишком много и ездить по дороге становится опасно.

Кое-где на дороге встречаются вот такие странные строения непонятного назначения:

Местами дорога уходит в туннели:

Так выглядит неназумленный вариант предыдущего туннеля:

Внутри туннеля промозгло и холодно, впрочем, и за пределами туннеля ни разу не жарко. Зато внутри туннелей встречаются абсолютно невероятные ледяные столбы. Это заледеневшая вода, проникнувшая внутрь туннеля через небольшие отверстия. Отчаянная попытка сфотографировать это из окна машины:

Потом душа поэта не вынесла и пришлось создать на дороге аварийную ситуацию, а именно выйти из машины прямо внутри туннеля (съездов там, разумеется, нет) в надежде, что никому не понадобится проехать по туннелю именно в этот момент:

Растут эти ледяные столбы просто до безобразия равномерно:

Вернёмся снова на свежий воздух. Ещё парочка общих видов с разных съездов на дороге:

В какой-то момент дорога всё-таки перестаёт так зверски петлять и резко уходить вверх. Безумные 36 поворотов остаются далеко позади, бесконечные снега сменяются на удивление зелёными видами. Далеко-далеко вдали начинает виднеться маленький кусочек Гроссглокнера – самой высокой горы в Австрии. Это уже ближе к местам стандартных туристических видов Гроссглокнер Хохальпенштрассе, которые можно найти на сайте, в википедии и буклетиках, которые вам выдают на въезде.

Вид на дорогу в обратную сторону. Вон оттуда мы приехали:

Вот здесь уже виден красавец Гроссглокнер, внизу можно заметить "небольшую" стенку – это дамба очередного горного озера, коих тут немало.

Назумленный Гроссглокнер:

Вот здесь я вышла прямо на середину дороги, чтобы было понятно, какой вид открывается обычно через лобовое стекло автомобиля. Справа от меня виден небольшой кусочек от очередного съезда с дороги, где мы припарковались:

Ещё один вариант туннеля-полутуннеля, через который предстояло проехать:

Немного недоезжая туннеля открывается вид на огромное горное озеро-водохранилище, перекрытое дамбой. Кусочек этой дамбы вы видели на одной из предыдущих фотографий.

Сразу за туннелем вы приезжаете к главной достопримечательности этих краёв – 10-километровому леднику Пастерце, находящемуся рядом с Гроссглокнером. Виды там совершенно фантастические, и фотографии, к сожалению, не могут передать ни масштаба, ни красоты.

Горка, с которой сползает этот огромный ледник:

Где-то внизу виднеются тающие ледниковые озёра:

Довольно инопланетный вид, на мой взгляд:

В тупике около Гроссглокнера и ледника Пастерце вовсю кипит жизнь. Здесь находятся огромный информационный центр, обсерватория Сваровски, кафе, сувенирные магазины, многоэтажный паркинг, несколько смотровых площадок и начало небольшого трека по горам.

Вот здесь вот виден верхний этаж всей этой цивилизации. Под паркингом находятся как раз половина из перечисленных выше прелестей, т.е. этот ярус паркинг находится на крыше:

Вид на горы, озёра и дорогу с одной из верхних точек обзора – дороги-начала местного трека:

В самом начале трека стоит памятник императору Францу-Иосифу, который когда-то тоже совершал небольшие треки в этих местах:

Спустимся чуть ниже, туда, где присутствие цивилизации ощущается особенно остро. Вид на одну из смотровых площадок с чуть более высокой точки обзора:

Одна из главных достопримечательностей этих краёв – это они, обещанные мурмультиры. О наличии бурной горной жизни прямо под вашими ногами оповещает вот такая вот табличка:

И действительно, внизу, прямо по курсу видно много-много норок, из которых туда-сюда снуют откормленные сурки, привыкшие к тому, что откуда-то сверху за ними наблюдают и бросают им еду:

По-немецки сурок звучит до трогательного приятно – Murmeltier:

К слову, в немецком глагол "murmeln" означает "ворчать", "бормотать", поэтому дословно сурок переводится как "ворчащее животное", ну или "животное-ворчун и бормотун". :)

Много мурмультиров. Судя по количеству виднеющихся вдали норок – ОЧЕНЬ много мурмультиров:

Собственно, чего так ждут разгуливающие внизу сурки, догадаться несложно: они так привыкли, что сверху на них периодически падает "манна небесная", что теперь уже просто нагло разгуливают в ожидании этой самой манны. На этот раз в качестве манны им были посланы кусочки хлеба:

Ну что, пора всё-таки покидать эти края. Всё хорошее когда-то заканчивается, например, имеющееся в распоряжении время. Прощальный взгляд на виды вокруг по дороге к южному съезду от Гроссглокнер Хохальпенштрассе:

Если помните, в самом начале я писала, что классический маршрут проезда – это от поселения Bruck недалеко от Zell am See до поселения Heiligenblut, которое находится по южную сторону дороги. Часть дороги на этом маршруте платная, часть бесплатная. Южное окончание дороги – поселение Heiligenblut – это бесплатный кусочек дороги. Если ехать по указанному маршруту, то придётся выехать за пределы платной части (билет действует весь день на неограниченное количество въездов-выездов, а платная часть начинается сразу за Heiligenblut).

Выехать за пределы платной части в сторону Хайлигенблут стоит по той простой причине, что здесь находится довольно известная и невероятно красивая горная церковь – церковь святой крови:

Сама по себе церковь, наверное, не то, чтобы сильно отличается от других церквей в этих краях, но из-за своего расположения и из-за легенды о том, что внутри хранится кровь Иисуса Христа, Хейлигенблут стала очень популярным туристическим местом.

Внутри церкви:

Около церкви разбито небольшое кладбище, откуда открываются виды на окружающие окрестности:

Ну и внесём некое разнообразие снегам-снегам: красивая жёлтая осень...

Это сокращённый вариант трёх постов по соответствующей тематике. Первоисточники здесь.

Every kilometre and every single one of the 36 turns of the Grossglockner High Alpine Road is a treat! Kaiser-Franz-Josefs-Höhe is the declared goal of each visitor. It opens up a grand view of Austria’s largest mountain, which even tops the largest glacier in the Eastern Alps, the about 8 km long Pasterze, with its 3,798 m. The snow-covered Johannisberg caps off the mountain panorama. The hiking trails into the Gamsgrube amidst the special conservation area of the High Tauern National Park affords unique views and sightings of rare alpine animals, such as the majestic ibex. The visitors’ centre with exhibitions and numerous attractions rests on the ridge named after the Habsburg Emperor Franz Joseph!

The High Alpine Road for hikers, family with children and motor fans

Go on brief walks or extended hikes along the Grossglockner High Alpine Road. Exhibitions and museums, information points and natural trails await discovery. Families with children will learn a lot about the construction of the road and the high alpine nature at four themed playgrounds. Motorised mountain friends have to check out the Grossglockner High Alpine Road with its unmatched driving experience and international events. Motorcyclists enjoy the top-notch road surfacing and driving safety training sessions for even more fun on the road. Tip: buy your ticket before starting your journey at the online ticket shop and receive a 15% discount in all shops of the Grossglockner High Alpine Road!

Это был тот день, ради которого я затеял всю поездку. Уже не помню каким образом, но узнал про такое место, как высокогорная панорамная дорога Гросглокнер . Она действительно поразила меня, туда не так легко попасть будучи обычным туристом. По хорошему, для этого надо арендовать машину, хотя и туристические автобусы мне там попадались. Но если бы не Гросглокнер у меня на пути, я, может, так и полетел бы в Италию самолетом.


Высокогорная дорога Гросглокнер (нем. Großglockner-Hochalpenstraße) панорамная дорога в Австрии. Она соединяет земли Зальцбург и Каринтия. Проходит по национальному парку Высокий Тауэрн (нем. Hohe Tauern). Названа в честь самой высокой горы Австрии Гросглокнер — 3798 м. Длина дороги около 48 км. Представляет собой серпантин из 36 поворотов.Начинается в коммуне Фуш-ан-дер-Гросглокнерштрассе (нем. Fusch an der Großglocknerstraße) на высоте 805 м. Заканчивается в коммуне Хайлигенблут (нем. Heiligenblut) на высоте 1301 м. Максимальная высота — перевал Хохтор (нем. Hochtor) — 2504 м над уровнем моря. Максимальный уклон дороги — 10,2 %. Средний уклон северного склона — 7,1 %, южного — 8,6 %.Ведёт в центр кайзера Франца Иосифа, с панорамным видом на ледник Пастерце и собственно гору Гросглокнер. Проезд по дороге платный.

В Австрии довольно много панорамных дорог, и есть мнения, что Гроглокнер не жемчужина всех. Но я хотел просто посмотреть Альпы, горные дороги, серпантины, насладиться всей этой красотой. Мотоцикл есть, денежные расходы прикинул, что мешает поехать, тем более пока студент и не привязан ни к работе ни к семье?

Начало этого дня было таким моментом в жизни, которого ждешь с трепетом, как какого-то волшебства. Но что может омрачить ситуацию? Конечно же погода. С утра опять идет дождь.

Как я уже писал, мой отель был в 40км от Зальцбурга. Ехать смотреть город - значит потерять почти весь день, а его я хотел целиком посвятить Альпам и Гросглокнеру. На 50 километров дороги я планировал отвести около 6 часов. Посмотрев карты, увидел совсем недалеко от отеля два больших озера, о которых упоминалось еще на Букинге. Решил сначала проехать вдоль каждого из озер, они назывались Аттерзе и Мондзе . Потом уже ехать на Гросглокнер.

Перед выездом стандартная процедура по смазке цепи. Опять же, ради этого дня был сделан прикуриватель, для зарядки обычного автомобильного видеорегистратора. Его я еще в Польше приклеил скотчем к рулю. Он не имеет влагозащитного корпуса, но дождь не помеха для такой видеозаписи, поэтому обернул его в пакет из под Ашана.

Покидаю отель, который позиционируется как место для активного семейного отдыха с конными прогулками и т.д.

Погода не впечатляла совсем: низкое небо, моросящий дождь, плохая видимость, относительная прохлада.

Рядом церквушка. Нам они кажутся необычными, но у них такие в каждом городе, как типовые.

Если приглядеться, то вверху справа и есть первое из озер - Аттерзе.

Спустился к самому озеру. В хорошую погоду здесь работает маленький детский аквапарк:

Цены на бензин. Как и в остальной Европе - 92 бензина нет, есть 95 и 95 супер. Дизель тоже - обычный и супер. При этом, у людей хоть с логикой в порядке: бензин дороже дизеля, а не как у нас...

Что должно продаваться на заправке у такого озера? Рыболовные снасти!

Пока заправлялся, подрулил мужик на старом Порше. На всякий случай попросил разрешения сфотографировать - на здоровье! Машины такого плана в этих местах не редкость.

Википедия пишет, что: "Вода в Аттерзе кристально чистая, прозрачность до 30 метров, в озере водится большое количество рыбы."

Извините, за избыточное количество фоток моего мотоцикла. Народу вокруг почти нет, я еду один, и кроме как родного Стида на фоне гор, озер и т.п. больше фотографировать нечего:)

За этими деревьями происходит незаметная смена Аттерзе на озеро Мондзе.

Где-то через час дождик закончился.

Ближе к городу, около парка, стали попадаться люди, смог сделать хоть одну фотку с собой. Женщины не умеют фотографировать без цветов в кадре:)

Добраться хотел как можно быстрее. Поехал по автобану и так как навигатор в телефоне, который все время лежит в кармане - умудрился проехать свой съезд, а заметил это только когда понял, что въехал в Германию. Пошли машины с немецкими номерами, знаки о скоростных режимах в стране. Нашел разворот и снова въезд в Австрию, напоминают о виньетке:

Снова не придумал ничего лучше, чем пообедать в Макдаке. Еще одна ошибка всей поездки - питаться в этом заведении. У меня всегда было оправдание, почему я останавливаюсь здесь - почти 100% уверенность в наличии интернета, адекватности цены и минимум затраченного времени. Сейчас понимаю, как это было глупо. Кстати, только в этом месте Вконаткте был заблокирован, как вредоносный сайт:)

Всё, крупные дороги закончились, теперь до Гросглокнера идет почти пустая двухполоска. Народу никого. Проезжал пару городков, хотел снять денег, но все закрыто, банки не работают. В банкомате умудрился не понять вопроса "card code". А он просто хотел, чтобы я ввел пин-код, про существование которого я и не вспомнил...

Как выразилась моя сестра, после просмотра фотографий она поняла про Европу следующее: "Людей нет, мусора нет, погода плохая" :)

Вот он, въезд на Гросглокнер! Дорога платная, участок в 48 км стоит для мотоцикла 23 евро, а машине 33. Есть еще разные комбинации на разное количество дней и т.д.

Конечно, сидя дома все это представлялось мне небольшой забавой. Я даже по настоящему не представлял, что такое горный серпантин. Мне казалось, что въехав на дорогу мне просто откроются красивые виды. Но ВЫСОКО горная дорога и подразумевает подъем на высоту.

Самая любимая фотография:)

Поворот за поворотом, все выше и выше. Старенькому Стиду такое дается не просто, нагрузки на двигатель большие, стал периодически включаться вентилятор радиатора (у Стида водяное охлаждение).

Далеко не всегда вдоль дороги есть отбойник, иногда его заменяют каменные столбики, а иногда и просто натянута леска вдоль обрыва. Я подозреваю, что это такая система сигнализации, если кто-то свалится с дороги...

Тут меня стали терзать смутные сомнения. А не закончится ли это все тем, что я въеду в облака?

Народу было настолько мало, что я порой по несколько минут стоял один и слушал, как шумят водопады вдалеке, и гремят колокольчики у коров.

Пейзажей уже почти никаких не видно:

Альпийские буренки, их там довольно много:

Очередной подъем:

Тут все мои переживания оправдались. Я въехал в облака... Видимость метров 50 максимум. Мало того, пошел дождь. Хорошо, что почти никого нету. За все времяпровождение на Гросглокнере видел десяток мотоциклистов, и максимум сотню машин.

Если прислушаться, слышно как гремят колокольчики у пасущихся коров:

Фотки в тумане/облаках я не делал, ибо там все равно ничего не видно, зачем фоткать?) Если хоть что-то проглядывало вдалеке - делал снимок, поэтому на фотографиях всю атмосферу не передать.

Откровенно говоря было жутко, да и страшно, чего там. Мотоцикл - средство не устойчивое. Дождь, риск упасть повышается, ноги и руки промокли. Видно только края дороги, отбойник далеко не везде и осознаешь, что за этим туманом кроется многометровая пропасть и если туда упадешь, то тебя найдут то не сразу.

Фотки не так передают это ощущение как видео. Можно увидеть и прочувствовать как выглядел переход из обычной погоды в облака:

Подъем кончился и начался спуск. Позади пройдена максимальная высота — перевал Хохтор (нем. Hochtor) — 2504 м:

Еще когда в интернете любовался этим местом, знал, что этот отворот от основной дороги ведет на смотровую площадку. Но туда ехать желания у меня уже никакого не было. Во-первых, все равно ничего вокруг не увижу. Во-вторых, стало жалко мотоцикл опять гнать куда-то высоко вверх.

Да и вообще, тогда я не испытывал никакого удовольствия. У меня появилась одна мысль - побыстрее проехать этот Гросглокнер. Я смотрел на одометр и отсчитывал километры, когда этот кошмар закончится. Увеличил скорость и стал реже останавливаться.

Конечно, сейчас я жалею, что не разглядел во всем этом свою, особенную красоту. Да чего скрывать, только по фотографиям дома я начал понимать, от чего я бежал. Прекрасно же!

В отличную погоду здесь море народу, обилие мотоциклов просто поражает. Я же был там совсем один.

В одном месте понравился тоннель, в котором свет включался от датчика движения. Очень круто: едешь, а впереди в темноте постепенно загораются фонари.

На спуске нельзя забывать про торможение двигателем. Обычные тормоза тоже никто не отменял, но очень высокий шанс их перегреть, чего следует избегать.

Хайлигенблут - финишная точка Гроглокнера.

Остановился перевести дух, и тут в