Презентация на тему храм святой софии. Собор святой софии в константинополе












1 из 11

Презентация на тему: Собор святой Софии в Константинополе

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли. В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором. Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна. Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом - к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны. Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель Прокопий Кессарийский (VI век) сказал: "Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба. ...Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело."

№ слайда 5

Описание слайда:

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее. Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса". Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

№ слайда 6

Описание слайда:

Собор изнутри представляет собой ярчайшую палитру различных золотых оттенков. Солнце пробивается сквозь окна и заливает все пространство храма красивейшими световыми переливами, а стены покрыты обилием различных мозаик и чудотворных ликов святых. Собор изнутри представляет собой ярчайшую палитру различных золотых оттенков. Солнце пробивается сквозь окна и заливает все пространство храма красивейшими световыми переливами, а стены покрыты обилием различных мозаик и чудотворных ликов святых.

Святая София

  • Собор построили всего за 5 (!!!) лет - 532-537 гг. н.э. Сравните с длительностью сооружения великих соборов Запада (строительство могло продолжаться и больше столетия, как собор в Риме), или Исаакия (более полувека). До сих пор непонятно, как такое можно было соорудить за 5 лет, да ещё и в те времена. 2. Входим в притвор. Справа и слева - контрфорсы средневизантийского периода, им чуть больше тысячи лет. Сам же собор ещё на 450 лет старше них.
Проходим первый притвор, и входим во второй, внутренний - эзонартекс. Вот он уже принадлежит оригинальной Софии юстиниановской эпохи. Сразу же бросается в глаза как предельная тщательность пригонки составных частей, так и использование разных сортов мраморов - Мир Вам. Я свет Миру.. Это самая древняя в храме мозаика - примерно 880-900 года, то есть ей около 1100 лет. Проходим из притвора в основное пространство храма. Слева виднеется Императорский портал - в византийские времена через него имел право проходить только император, императрица и наследники, остальные проходили боковыми входами (см. правее). . Люстры Софии. Какого они периода - византийского или османского? На заднем плане (справа) ажурная 8-угольная пристройка в два этажа - это султанская ложа времен османской мечети. Там молились султаны. Вот "четвертькупола" (условное название - ) с колоннами, принимающие нагрузку от полукуполов. Сбоку прибиты огромные щиты с именами пророка Мухаммеда и первых четырех праведных халифов. Щитам - около 250-270 лет, они совсем молоды Тут можно наглядней рассмотреть систему "главный купол - полукупол - четвертькупол - колонны на хорах - стены". . И ещё одна иллюстрация решения купола. Здесь хорошо видно связку "полукупол - четвертькуполы", а также световые окна, дозирующие освещение. По четырём сторонам, на парусах свода - шестикрылые серафимы с лицами. Что интересно, серафимы после взятия города турками и обращения храма в мечеть, были признаны соответствующими канонам ислама, и оставлены. Только у них закрасили лица, и всё. Два серафима - подлинные, IX века, два другие - возобновлены во время реставрации 1847 года. этот главный купол - 989 года постройки; ему сейчас 1022 года. С 537 года до 989-го он дважды обваливался во время крупных землетрясений, как самая хрупкая и уязвимая часть храма (полукуполы уцелевали), и дошла до наших дней третья версия. 13. Серафим IX века под куполом, с расчищенным лицом. Остальные три стоят с исламскими узорами вместо лиц.
  • А тут когда-то находился алтарь с Плащаницей (увезенной после разграбления крестоносцами города на Запад; всплыла в Турине - если она та самая подлинная, конечно, из Софии). Это сакральное место, повлиявшее на мировую историю Второго тысячелетия нашей эры, пожалуй, больше какого-либо другого. Почему, вы спросите? Тут 16 июля 1054 года папский легат кардинал Гумберт возложил грамоту об отлучении Вселенского Патриарха Керуллария от церкви, и удалился из собора. Патриарх же, в свою очередь, взаимно анафематствовал Папу Римского и тоже отлучил его от церкви. Началась Великая Схизма, разделение Единой Церкви на католическую и православную, которое сохранилось и посейчас, и серьёзно влияет на менталитет и обычаи народов, придерживающихся той или иной ветви Церкви. Затем последовал целый ряд уний - успешных и безуспешных, войны и многовековая борьба за души людей...
  • Если вы посмотрите внимательно на михраб (культовая часть мечети, указывающая направление на Мекку), то увидите, что он не по центру, а немного смещен вправо. Так вот, османы, приспособив Софию под мечеть, располагались при молитве в ней под углом - потому что собор, обращённый апсидой строго на Восток, перестроить было невозможно. 15. Над алтарём, в выси полукупола - расчищенное изображение Богоматери с младенцем Христом на коленях. И его османы просто замазали, на полтысячелетия. Так оно до нас и дошло
  • Ещё одно интереснейшее место в наосе (огорожено предупреждающими лентами). Вот вы, наверное, порой без задней мысли произносите: "ты что, Пуп Земли тут, что ли?". Так вот, на фото - это и есть Пуп Земли, только настоящий, а не риторический - омфал, символический центр Империи, простиравшейся в юстиниановы времена от скал Гибралтара до полей Месопотамии. Также это было место коронования византийских императоров. Поэтому "Пуп Земли" - не риторика: он реально есть:-)
Следы от ножек императорского трона (византийцев, конечно). Так, во всяком случае, написано. Раньше, во времена мечети, тут лежали толстые ковры. По приказу Юстиниана для обустройства Софии колонны вывозились из античных сооружений греческого Эфеса (зелёные), а также сирийского Баальбека (порфировые). Пройдёт 700 лет, крестоносцы и франки распотрошат Софию, как свой трофей, и тоже увезут ряд реликвий и украшений на Запад - в Венецию, Геную и т.д. Правда, колонны уцелеют - они же несущие. Зеленоватые колонны из Эфеса, далее - наос (главный зал). На втором ярусе видны хоры собора, они тоже доступны для осмотра; сейчас мы туда пойдём Порфировые шары, привезенные сюда уже в османский период турками из Пергама. В Софии они стоят около 400 лет. А вдали - ещё одно любопытное место...
  • 23. ...В каждой мировой достопримечательности должно быть какое-то попсовое место, куда туристы идут обязательно, исполнить некий ритуал. Есть такое место и тут - это т.н. "плачущая колонна", покрытая медью. "Если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется ". Так что вот все подходят, загадывают и верят. Как нос у пограничной собаки на станции метро "Пл. Революции" в Москве, или медведя на памятнике Макарову в Кронштадте.

Слайд 2

Особенности архитектуры

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии.

Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли.

В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.

Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором.

Слайд 3

Фото собора Святой Софии

  • Слайд 4

    Особенности архитектуры

    Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.

    Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом - к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны.

    Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель ПрокопийКессарийский (VI век) сказал: "Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба. ...Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело."

    Слайд 5

    Внутренняя отделка храма

    Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее.

    Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса".

    Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

    Слайд 6

    Собор Святой Софии изнутри

    Собор изнутри представляет собой ярчайшую палитру различных золотых оттенков. Солнце пробивается сквозь окна и заливает все пространство храма красивейшими световыми переливами, а стены покрыты обилием различных мозаик и чудотворных ликов святых.

    Слайд 7

    Вечно освещенный храм

    • Храм полностью освещен солнцем
    • Храм в темное время суток
  • Слайд 8

    Панорама

  • Слайд 9

    И в заключение:

    Глядя на собор Святой Софии в Константинополе, я делаю вывод, с которым согласятся многие: архитектура Византии действительно внесла великий вклад в историю развития мировой архитектуры. Софийский Собор – одно из чудес света, и это не удивительно. Величественное сооружение, которое словно пропитано духом истории и незабываемых событий, это место представления огромного количества ликов святых, это храм души и потрясающее для современного глаза зрелищное здание, приветствующее туристов красивейшими мозаиками, искусными резными узорами, разнообразно украшенными колоннами, яркими солнечными лучами и древним историческим духом храбрости и понимания искусства древних византийцев.


    Айя-София. О. Мандельштам. 1912г. Айя-София здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам. И всем векам пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила Эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток? Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.


    Этот храм называли просто Великой церковью. Он был создан в гг. по заказу императора Юстиниана. Для строительства главного собора Византийской империи были приглашены не профессиональны е архитекторы, а профессора математики и геометрии, Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.