Лучше ехать в монголию. Едем в монголию

Монголия, чудесная страна, необъяснимое сочетание местного колорита и европейской роскоши ресторанов и отелей...

Я была в Монголии три раза. Ехать лучше в августе - уже не так жарко, но и не холодно: 25-28 градусов. Зимой же там очень холодно, а в Улан-Баторе еще и смог от того, что топят навозом...
Визу в Монголию можно получить либо через турагенство, что достаточно дорого (обычно около 5 тыс руб, если вы не живете в Москве), хотя сама виза стоит копейки. Либо ехать в Иркутск, там можно сделать визу за 3 дня. Да и сам Иркутск посмотреть - тоже очень интересно.
Цены в Монголии : местная валюта - тугрик, в ресторанах средний чек 500-700 руб, но, конечно, можно поесть и намного дешевле. Так, обед в местных кафе обойдется в 50-70 рублей, причем еда в кафе вполне съедобная. С санитарией, конечно, проблема, как во всех азиатских странах.
Гостиницы в Монголии есть разные - демократичные по 600 руб. за номер, есть очень дорогие... В Улан-Баторе звездные гостиницы очень дорогие, но есть много мелких отелей, где цены очень приемлемые. Бронировать не нужно, всегда много свободных мест.

Береги кошелек
К русским в Монголии относятся очень хорошо, таксисты почти все говорят на русском.
Лететь можно из Москвы, но это достаточно дорого, около 25 тысяч руб в оба конца. Также из Москвы идет скорый поезд, летом 2 раза в неделю. Три дня и на месте, поезд хороший, весь купейный. Единственное, граница из России - мы стояли около 8 часов.
В Монголии надо быть осторожным - здесь много уличных краж. На рынке нужно быть очень аккуратным, много попрошаек и нищих.
Из странностей - полгорода ходит в марлевых повязках. Так как они народ степной, то туалет у них везде... В Улан-Баторе это не так заметно, а выезжаешь за пределы - и там один большой туалет. Они даже и не парятся по этому поводу.

Ты начальник - я дурак
Из особенностей - они очень уважают вышестоящее руководство и начальников (ДАРГА), боготворят всех, кто выше по званию. К женщинам относятся по разному - в городах цивилизованно, но выезжать в степь одной не безопасно. Но народ гостеприимный - местные жители всегда пригласят в свой дом. Многие учились в бывшем СССР, поэтому с удовольствием пообщаются и угостят кумысом.
В Монголии сейчас много иностранцев: американцы, немцы, меньше - русских. Аптечку лучше брать свою, с лекарствами там явные проблемы. Фрукты и овощи у них невкусные - в основном из Китая.
На границе в Монголии очень строго, лучше ничего не скрывать, все внести в декларацию. Меня в прошлом году даже попросили трико снять, но это потому, что виза рабочая была археологическая....
Гулять можно, днем относительно спокойно, темнеет рано - в августе часов в 8 уже темно, хотя такси круглосуточно. Но как ездят автомобилисты! Здесь одно правило: ни каких правил!

По Монголии путешествовала Наталья К.


Хорхог - монгольский творог. Он бывает разных видов, считается, что очень полезный... А на вкус, как мне показалось, весь одинаковый. Хранится долго, я даже домой привозила. Стоит копейки, там продукты очень дешевые, особенно все молочное и мясо. Деньги лучше менять в Улан-Баторе, напротив ж-д. вокзала есть обменный пункт, там самый выгодный обмен.





На Монгольский Алтай мы собирались давно. У многих членов нашей команды из 8 человек там был свой интерес. Экспедицию запланировали на конец сентября - начало октября. Решено было ехать на двух микроавтобу сах-внедорожниках. По карте составили маршрут, посчитали смету..

Как договаривались, все встретились рано утром 24 сентября воз ле памятника вождю на централь ной площади пос. Кош-Агач – райцент ра Горного Алтая. Загрузили багаж и двинулись к пограничному КПП «Та шанта». В каждой машине по 4 чело века, личные вещи, лагерное снаряже ние, продукты. 45 км от Кош-Агача до «Ташанты» проехали практически без поворотов и подъёмов. Вокруг только осенняя степь да чёткие силуэты хреб та Сайлюгем на горизонте.


На новой российской таможне всё «по-взрослому»: весь багаж, как в аэ ропорту, пропускают через рентгенов скую установку, проверяют паспорта и сами автомобили. Но проходит всё по деловому, быстро и чётко. К туристам на таможне особое отношение, грани чащее с удивлением: что там, в Монго лии, делать-то? С учётом заполнения всех таможенных бумажек процедура заняла не более 2,5 часов. (Необходи мо иметь заграничный паспорт с мон гольской визой и международные авто мобильные права.)


За «Ташантой» километровых стол бов уже нет. Но дорога вполне прилич ная. Ещё около 20 км тягун с постоян ным набором высоты – и мы на погра ничном перевале Дурбэт-Даба (2481 м), который встретил нас холодным про низывающим ветром. Полуразвалив шийся домик погранпоста с привязан ным худым Мухтаром. На меже, на не большой грязной бетонированной пло щадке, сиротливо стоят два столби ка – красно-зелёный и сине-коричне вый, символизирующие государствен ные границы России и Монголии. Не вы ходя из машины, показали документы, и шлагбаум был поднят.


Сразу за российской границей ас фальт закончился. Ни сантиметра на монгольской стороне! Подъез жаем к новому таможенному термина лу. Ворота на замке. Мы как законопос лушные иностранцы терпеливо ждём. Через некоторое время подошёл мон гол в марлевой повязке на лице и зна ками объяснил, что надо ехать в объезд этого нового комплекса по крутому от косу горы. Если бы не этот человек, так бы и ждали до темноты. Старая таможня называется «Улан Байшинт» («красная юрта»).


Терминал больше похож на пункт приёма зерна вконец разорённого колхоза. На тамож не без особых заморочек нам оформи ли какие-то бумаги на монгольском язы ке, и мы двинулись дальше. На первом же мосту у оз. Даншиг Нуур с нас взяли плату за проезд (до рожная пошлина 1500 тугриков плюс транспортный налог 6000 тугриков с каждого микроавтобуса). Объяснили, что эти деньги пойдут на содержание дороги. Но понятно, что никто её никак и никогда не содержал.


Дороги здесь – это именно то, что называется направ лениями: несколько десятков парал лельных накатанных колей, идущих в одном направлении и неизменно схо дящихся на перевалах и у мостов. Эда кий 20-полосный монгольский хайвэй. На нём надо быть предельно вниматель ным: любое малозаметное ответвление может в сумерках запросто завести в ту пик к какому-нибудь одинокому стойби щу. Дорога разбита тяжёлыми грузови ками и «УАЗами» (грунт – твёрдая гли на с камнем), наша скорость даже на от носительно ровных участках редко пре вышала 35–40 км/ч.


Передний мост не включали, так как дорога шла в основ ном под уклон. Участки со щебнем, пес ком и даже с крупными камнями маши ны преодолевали без особых усилий. Но за 1,5 часа, пока солнце ни начало скрываться за невысокие хребты, мы проехали всего 30 км. Машины встреча лись редко. В основном это были тяжё лые грузовики и бензовозы с россий скими номерами. Из местных машин – в основном старенькие «УАЗики».


Уже в сумерках проехали городок Цаган-Нуур – небольшой одноэтажный посёлок с развалинами ферм и кошар. Решив разбить бивуак, столкнулись с проблемой: ровных мест было много, но вся почва усыпана довольно крупными камнями, и поставить палатку так, что бы было удобно спать, непросто. Да и с водой «напряг». Уже почти в темно те заехали в долину пересохшей реки Хара-Магнай-Гол и начали ставить па латки.


Быстро на газу вскипятили чай и, рассудив, что «утро вечера мудре нее», легли спать под низким чёрным, усыпанным россыпью ярчайших золо тых звёзд небом Монголии. Утром на себе прочувствовали, что такое осенний монгольский рассвет. Газ в баллонах замёрз и никак не хотел го реть в полную силу. Наконец из-за горы выглянуло солнце, и все зашевелились быстрее. Дружно свернули лагерь, и наш маленький караван двинулся даль ше. Сразу же начали встречаться полу разрушенные курганы. (Мы тогда ещё не знали, как много будет их на нашем пути.)


Едем по дну сухой долины, кото рую окружают невысокие горы. Вот и перевал Оботын-Даба (2643 м). Дует холодный, почти обжигающий ве тер. На самом перевале насыпана гру да камней – знаменитое обо. Рядом с ним множество сломанных самодель ных костылей. Дальше дорога прак тически постоянно идёт вниз, в сторо ну центра самого западного аймака – г. Баян-Улэгей. Птиц почти не видно, зато местные сурки ещё не легли спать и бесстрашно стоят вдоль дороги. Поч ти у самого города встретился неболь шой табун лошадей.


П ри въезде в город у первого по павшегося таксиста спроси ли дорогу до турфирмы «Canat Tour». В хорошем одноэтажном офисе с кафе почти в центре города нас встре тили очень радушно. Пока мы гуля ли по городу, со трудники «Canat Tour» оператив но оформили для нас регист рацию и пропуск в национальный парк. Баян-Улэгей – по нашим меркам, скорее большой посёлок. Но в центре его есть базар, почта с Интернетом, не большие гостиницы, кафе, музей и про чие атрибуты города.


Имеется и сото вая связь. Первым делом посетили базар. На улице около него стоит целая вереница мотоциклов – красных «Ижей» и старых «Уралов». На них сидят парни в жёлтых строительных касках. Первая мысль: тусовка байкеров. Но оказалось, это обыкновенные такси. Ездят, куда тво ей душе угодно, хоть в Улан-Батор. Не вдалеке стоят такси уже посерьёзнее: в основном «УАЗы» разных конструк ций и степеней сохранности.


Видимо, техосмотр им не приходилось прохо дить никогда. На многих такая резина, что торчит не только корд. Тем не менее на лобовых стёклах таблички «Барна ул», «Усть-Каменогорск», «Павлодар», «Астана». Рядом с такси – передвиж ные «обменные пункты»: такие же ста ренькие авто с наклеенными на лобо вые стёкла денежными знаками: рос сийскими рублями, казахстанскими тен ге, китайскими юанями, американскими долларами.


Большинство рыночных товаров разложено прямо на земле или на кар тонных коробках; в основном, китайско го производства. За небольшим компь ютерным залом прямо на улице стоят биллиардные столы (около 20), и на род, включая 8–10-летних подростков, с азартом гоняет шары. Чуть дальше, на соседней улице, прямо на пыльной земле разложены груды шкур баранов, яков и прочего скота. Тут же рядом – разделанные туши животных. Вернулись в офис турфирмы. Прики нули, что солярки на весь маршрут нам не хватит, и, купив на местном рынке несколько китайских канистр, залили их под горлышко.


Ближе к вечеру, ког да документы были готовы, выехали в сторону Сагсай-Гола. Ещё во время подготовки к экспеди ции мы прочитали много отчётов. Все их авторы рекомендовали взять с со бой местного проводника. Мы не стали пренебрегать советами и не пожалели. С нами поехал Тогоо Цеденбал. Единст венная трудность состояла в том, что он совсем не говорил по-русски или по-анг лийски. Но хорошо изъяснялся по-ка захски. Из-за перегруза машин пере водчика мы взять не могли, а из тюрк ских «толмачей» среди нас оказался только Андрей Юрченков.


Опять знаменитая монгольская «гребёнка» (дорога с глубокими колеями и ухабами). На некото рых участках так трясёт, что даже гид роусилитель не помогает и руль бук вально выбивает из рук, одновременно включаются правый поворот и «дворни ки». Если бы ехали на «УАЗах», то на верняка что-нибудь бы отвалилось на первых же километрах. У нас лишь на крутом подъёме на перевал Модон-Хо шоётийн-Даваа (2384 м) у машины, на летевшей на валун, оторвалась защита картера (картер – это ёмкость для ав томобильного масла).


Как могли, под правили кувалдой, привязали верёвкой (проволоки там не найти) и уже осто рожнее двинули дальше, в долину реки Сагсай-Гол. За посёлком Сагсай, пере ехав по мосту реку, встали лагерем на берегу у одинокой лиственницы. Под общее «Ура!» подняли флаги России, Казахстана, Монголии и выпили за на чало экспедиции. Сегодня мы проеха ли всего 114 км.

Весь следующий день можно назвать горным: сплошные подъёмы на перевалы и плато.


Модон-Хошоётийын Даба (2384 м), Ачагардаг-Даба (2698 м), оз. Хар-Нуур (2493 м)… Кругом голые безжизненные скалы, сплошные камен ные россыпи. Классические маренные отложения, оставленные древним лед ником. Воды практически нет. Неза метно подъехали к посту национально го парка «Алтай Таван Богд» («Altai Ta van Bogd»). Большая монгольская юрта, хозяйственные постройки. Пока про веряли наши разрешения, пригласили внутрь юрты. Казалось, нас там жда ли.


Горячий чай с молоком, курт (солё ный сушеный овечий сыр), еримшик (сушёный творог), каймак (густая сме тана) и много других местных угоще ний. В юрте чисто, аккуратно, на не большом комоде стоит китайский теле визор, на стенах ковры, шкуры зверей, чучела птиц. Поели, попили, расплати лись, попрощались с радушными хозя евами – и «по коням». На горных дорогах подозритель но часто стали попадаться кепки-бейс болки.


Их обычно теряют пассажиры грузовиков, гружённых юртами и про чим скарбом. Причём поклажа намного больше самого автомобиля. А на вер ху этой горы восседают сами кочевни ки с детишками. Нередко встречаются полуразобранные грузовики, которые местные водители пытаются отремон тировать прямо на обочине пыльных дорог. А рядом с ними стоят не менее 7–10 пассажиров. За машинами идут многочисленные стада баранов, козлов, сарлыков (так местные жители называ ют яков), коней, удивительно мохнатых коров, верблюдов.


Это местные жители кочуют вниз – на зимние пастбища. А мы поднимаемся вверх! Становится немно го неуютно от мысли о возможном сне ге и льде на перевалах. Но в горных до линах ещё белеет много юрт, и мы пока не одни. В долине Годон-Гол довольно многолюдно: то и дело встречаются не большие стойбища из 2–5 юрт на рас стоянии нескольких сотен метров друг от друга. Возле моста через реку есть даже АЗС: закопанная в землю цистер на и одна механическая колонка.


В сво бодной продаже бензин А-80 по цене чуть выше городской. Хозяин с удоволь ствием позирует. Демонстрирует работу колонки, не вынимая изо рта зажжённой сигареты. Но солярки нет. Хорошо, что мы запаслись заранее. Уже к вечеру подъезжаем к погра ничной с Китаем заставе, стоящей на берегу красивого озера Даян-Нуур. Дальше вдоль юго-восточного бере га озера нас не пускают. Пора ставить лагерь. Невдалеке на склоне горы ви ден небольшой лесок.


Воды нет, но зато есть дрова, и можно хоть немно го укрыться от холодного ветра. Пока ребята ставили лагерь, мы втроём по ехали на озеро. Вечерело. Быстро раз мотали рыболовные снасти, чтобы уз нать, что такое знаменитая монголь ская рыбалка. Рыба не заставила себя долго ждать: практически на пятый за брос клюнул довольно приличный по размерам хариус. До темноты, минут за 25, успели поймать ещё по пароч ке рыб. На спидометре 125 км – наш дневной переход.


Утро началось с сильного ветра. Ни о какой рыбалке не приходится и мечтать: на озере шторм срыва ет пену с крутых гребней волн. Тучи пыли поднимаются в воздух. Изредка порывы ветра бросают в нас пригорш ни крупного прибрежного песка. Мед ленно подъехали к южному берегу озе ра Хурган-Нуур (2072 м). Сплошные ка менные террасы, большие остроуголь ные валуны, заболоченные участки,

броды через небольшие горные речки.


Навстречу попалась очень живопис ная группа местных жителей на верб людах, гружённых юртами, кроватями, бочками и прочим домашним скарбом. Вот, наконец, первые древние захоро нения, о которых мы читали в отчётах. Все как по команде достали фотокаме ры. Два небольших тюркских кургана прямоугольной формы. Древние тюр ки для поминального обряда после по хорон сооружали своеобразный храм: на земле выкладывали оградку в виде квадрата.


Возможно, квадратная фор ма символизировала родину, которую тюрки представляли в виде квадрата, по углам которого располагаются вра ги. Возле каждой могилы изваяние – каменная баба, а дальше – два ряда вертикально стоящих небольших ка менных столбиков, уходящих куда-то вдаль, в степь. Подъехал «УАЗик» с местными номерами. Пассажиром ока залась француженка средних лет, ко торая уже 25 лет живёт здесь под мон гольским именем Тунга.


Пишет книги о Монголии. На ночь встаём в неболь шом лиственничном лесочке, защища ющем нас от сильного ветра. Наш се годняшний пробег 68 км. Термометр в машине утром показы вает минус 11°С, но ветер почти стих, и светит яркое горное солнце. Цель на шего сегодняшнего перехода – озеро Хотон-Нуур. Вскоре на пути опять попа дается погранзастава. Вышедшие на встречу офицеры приветливо здоро ваются с нами, проверяют документы.


Ещё через 500 м подъезжаем к мосту через протоку Сыргал между озёрами Хотон-Нуур и Хурган-Нуур в районе зи мовки Шаргалга. Вот где мы по-насто ящему узнали, что такое монгольская рыбалка! Практически каждый заброс снасти был удачлив: ловился крупный, весом до 1 кг, хариус. Рыба гналась за любой блесной и часто зацеплялась то боком, то жабрами, то брюхом. Мест ные пацаны без особых затей просто кидали кусок толстой лески с голым тройником на конце и также не оста вались без добычи.


Через полчаса, ре шив, что на ужин нам рыбы хватит, а впрок всё равно наловить и, главное, сохранить не удастся, поехали дальше. На прощание подарили пацанам 100 м лески и пару небольших блёсен. Мост через протоку сделан из проч ной лиственницы, а в качестве насти ла использованы жерди из той же лист венницы диаметром до 10 см. Но наши машины проехали без проблем. Разго няемся, как только можем, по гремяще му жердями мосту и с разгону выска киваем на крутой песчаный противопо ложный северный берег протоки.


Даль ше наш путь лежит по северо-западно му берегу озера Хотон-Нуур к самому северному его окончанию. Там, по слу хам, есть многочисленные наскальные рисунки. И пока одни отправилась на поиски петроглифов, другие опять рас чехлили спиннинги. Заснеженные вершины Монголь ского Алтая отражались в зеркаль ных водах озера. В этот раз рыбалка

не была столь удачной: далеко в воду зайти невозможно, да и снасти часто цеплялись за каменистое дно.


Поймав десяток хариусов и оторвав пару блё сен, решили на сегодня рыбалку закон чить, тем более что дневной улов обес печил нам хороший ужин. Вернулись наши друзья. Их экскурсия была куда более удачной: на обрывистых склонах горы они нашли сотни петроглифов: в основном изображения животных. Оче редной лагерь поставили возле пус той зимовки в низовьях реки Ут-Хай тон-Гол. Наскоро соорудили очаг, за крывающий огонь от ветра, и на углях запекли рыбу.


Ночевали в деревянных постройках зимовки. В этот день одо лели всего 28 км. Утро вновь «порадовало» своей «свежестью». Пока не взошло солн це, все ходили в тёплых куртках или кутались в одеяла. Провели ревизию солярки. Похоже, что её не хватит на путь в долину реки Цаган-Гол, к гор ному узлу Таван-Богд-Уул (4374 м). Жаль… Что ж, дороги на этом не кон чаются. Ещё встретимся со священны ми вершинами!


Решено было вернуть ся через перевалы восточнее озёр в долину реки Кобдо-Гол и через посё лок Цэнгэл возвращаться в Улэгей. По карте эта дорога казалась более про ходимой. Во время подготовки к экс педиции, сидя дома и по карте наме чая маршрут, мы закладывали никак не менее 150 км в день. В реальности же оказалось гораздо меньше... На обратном пути опять побало вали себя рыбалкой в протоке меж ду озёрами.


Дорога через перевалы стала уже почти привычной. Всё те же камни, камни, камни… Места ми, где дороги сходятся, выбита глу бокая колея. В сотый раз порадова лись, что взяли местного проводника. Даже имея большой опыт езды в горах, иногда удивлялись, как он безошибоч но указывал именно ту колею, по кото рой надо ехать. День был на редкость «урожай ным» на исторические достопримеча тельности. В этот день мы видели не один десяток каменных баб.


Но боль ше всего поразили огромные курганы в урочище Могойт. Диаметр некоторых из них был больше 50 м, а высота до стигала 4 м. Начали спускаться вниз по долине реки Могойтын-Гол и, пере ехав мост через р. Кобдо-Гол, встали лагерем у небольшой зимовки. А вече ром торжественно отметили день рож дения Александра Лебедева. Сегодня почти «рекорд» – 61 км. Эта ночь была, пожалуй, самой холодной за всё путешествие. Утром на градуснике было -15°С.


Не согре вал даже горячий кофе с алтайским бальзамом. Собрали лагерь и по ехали вдоль реки Кобдо-Гол. Доро га сносная, но всё равно разогнаться не получается. Проехав километров 5, на берегу реки увидели бортовой «ЗИЛ-131» с десятком весёлых людей в кузове и помятый «УАЗ»-«санитар ку». Оказалось, что «УАЗик» с амери канскими туристами попытался вброд пересечь глубокую реку и, как и мож но было ожидать, заглох посередине русла. На счастье, в этом месте ока зался «ЗИЛ-131».


Туристам крупно по везло: самим им не выбраться бы, а мы вряд ли смогли бы помочь, так как от берега было около 20 м при глуби не до метра. Да и самого брода мы не знали. Из щелей «УАЗа» всё ещё вы ливалась вода. Вокруг были разбро саны мокрые вещи и прочий багаж ту ристов. Весёлые пассажиры «ЗИЛа» с шумом загрузились в кузов и резво, разгоняя волны Кобдо, покатили назад на левый берег. Через 43 км и два часа пути въез жаем в пос. Цэнгэл. На центральной площади всё та же пыль и те же сар лыки. Но в магазине есть настоящее монгольское пиво!


Дорога от Цэнгэла в сторону г. Улэ гей идёт через перевал Мушгирагийин Даба (2251 м). Впереди видим не сов сем понятный автомобильный след. Явно не от «УАЗика». Через некото рое время встречаем старый «Mitsubi shi Galant» с торчащими из-под него ногами. Остановились, спросили, не надо ли помочь. Из-под машины от ветили, что всё в порядке. Позавиду ешь бесстрашию местных водителей. С перевала Хаар-Даба уже виден Улэ гей. Наконец-то мы проехали за день аж 164 км! Как домой вернулись! Циви лизация. Хоть и разбитый, но асфальт, магазины, заправки, отель. Правда, го рячей воды нет.


Ясным утром следующего дня от правляемся в пос. Сагсай-Гол, в окрестностях которого завтра начинается красивый праздник бер кутчи. Десятки казахов-охотников с ловчими птицами (беркутами, соко лами) собираются в предгорьях и уст раивают состязания. Нас встречают и размещают в лагере «Blue Wolf» . Вечером к нам подходят ребята из Израиля, Иорда нии, Англии, с которыми мы познако мились в г. Улэгей, а также друзья из Горно-Алтайска. Опять праздничный ужин.


На этот раз день рождения у Андрея Юрченкова. И как много лет подряд, опять в дороге, опять с новы ми друзьями… Среди зрителей на фестивале мно го туристов и детей. Школьники в ак куратных пиджачках, взрослые в яр ких национальных одеждах. Вдоль ве реницы машин местные умельцы пря мо на кошме разложили свои сувени ры. Среди продавцов выделяется пара молодых людей явно не азиатской на циональности с маленьким ребёнком.


Оказалась, это семья из США, кото рая уже три года живёт в Монголии и зарабатывает на жизнь изготовлени ем и продажей сувениров. Ближе к вечеру решили вернуться в Улэгей. Чтобы не терять время, по ехали на юг, на озеро Толбо-Нуур, ко торое описывают все, кто здесь побы вал. Оно славится большим количест вом рыбы и редкими птицами. Уже в полной темноте, боясь застрять в бат паке (топкой грязи), ставим лагерь. Ут ром оказалось, что до более или менее удобного места для лагеря не дотяну ли каких-то 600–700 м. ...


Первые лучи солнца робко осве щают спокойные воды Толбо-Нуура. Несмотря на холод, фотографы уже за работой. Остальные небольшой коман дой отправились ловить рыбу. В 2 км от лагеря видны привлекательные скалки. Хариус хотя и брал, но не так активно, как на протоке Сыргал. Сворачиваем лагерь и, почти не ос танавливаясь в Улэгее, едем в сторо ну российской границы. Вот уже наш «старый знакомый» – перевал Обо тын-Даба. на своём автомобиле, то в Баян Улэгии гораздо надёжнее на нять «УАЗ». Свою машину можно ос тавить на стоянке. Монгольская валюта – тугрики. 1 р. равен 45,6 тугрикам. В Баян-Улэ гии дизельное топливо стоит пример но 920 тугриков за 1 л, А–80 – 780 туг риков за 1 л. Бензин в горах есть не везде, и только А–80. Не помешает взять с собой очиститель двигателя и запасные воздушный и топливный фильтры.


В холодное время года мож но добавлять антигель, т.к. в местной солярке есть парафин. Не помешает и вторая запаска. Шиномонтаж есть только в Баян-Улэгии. От постоянной пыли выручают влажные салфетки и капли для глаз. Надо учитывать особенности мон гольских дорог. В этой стране на иболее используемый транспорт – «УАЗики» российского и китайско го производства и наши «ЗИЛ-130», поэтому колея накатана под эти ма шины.


Если вы хотите путешество вать по Монголии на своём транс порте, надо знать, что для «паркет ных» джипов это довольно серьёз ное испытание. Не оставляйте без присмотра свои вещи. На таможне будьте вниматель ны, аккуратны, вежливы, спокойны, терпеливы, не поддавайтесь на про вокацию, шантаж, вымогательство, не берите чужой багаж и попутных пассажиров. Некоторые монголы знают русский язык. Но лучше всё-таки выучить хотя бы несколько слов по казахски или по монгольски.

Буквально в конце прошлой недели, я вернулся с самого большого в своей жизни автомобильного путешествия — почти 10 тысяч километров по территориям двух стран — России и Монголии. По три тысячи километров получилось в сторону государственной границы и обратно до Хабаровска и четыре тысячи километров по территории Монголии. Маршрут, по новой для меня стране, выглядел так:

Как видно из карты, на которой я проложил пройденный маршрут — целью этого путешествия было — проехать до пустыми Гоби и посетить самые интересные места, которые есть в Монголии.

В продолжении — есть ускоренная видеозапись с регистратора автомобиля, а также мои впечатления о поездке, конечно в очень сжатом формате. В дальнейшем будет много заметок с фотографиями и видео, где я подробнее расскажу и о стране и о местах в которых удалось побывать.

Если у кого-то возникли вопросы по поездке — задавайте в комментариях, с удовольствием отвечу.

Поездка заняла 16 дней (первая половина июня 2015 года), 2-3 дня в каждую сторону ушло на дорогу по России от Хабаровска до приграничного населенного пункта Кяхта и непосредственно по Монголии было 11 дней постоянных переездов.

Всё, что увидел автомобиль можно посмотреть и вам на видео, которое составлено из записей автомобильного регистратора. Здесь всё от монгольской таможни до неё же на обратном пути. Понятно, что в нем нет стоянок и других моментов, когда автомобиль не работал. Также в этом видео почти нет города Улан-Батора — там я передвигался на такси или просто пешком. В общем, 11 дней путешествия всё-равно уложились в этот 26 минутный ролик, который я сопроводил современными монгольскими песнями, чтобы вам было веселее смотреть.

Теперь несколько слов о Монголии .

Посетить страну было очень интересно. Монголия — добрая и простая во всем. Отношение к туристам, особенно с России, очень дружелюбное и приветливое. Не кто не отказывается в чем-то помочь, пообщаться и т.п.

Водить машину , даже в столице, не представляет ничего сложного — правила и знаки похоже на наши, местные жители почти их соблюдают. Местные ДПС (их очень мало и только в центре — возле столицы) нормально относятся к водителям. Установлено много камер по городам и поселкам, но смысла в них я не усмотрел.

Дороги здесь совершенно разные. Есть и абсолютно новый асфальт, причем очень хорошего качества. Ехать по нему — одно удовольствие! Но, есть и совершенно бездорожные места или места с огромным количеством дорог (сделанные порой проездом одного автомобиля). Все дороги проходят по горам, поэтому порой на тех дорогах, где нет покрытия, состояние оставляет желать лучшего. Поэтому, если хотите забраться куда-то, то надо ехать на внедорожнике, а если прокатится по городкам и основным достопримечательностям, то можно ехать и на обычной легковой машине.

Природа в Монголии очень красивая, хотя и пустынная. Если ехать с Севера на Юг, то очень заметно, как растительности становится всё меньше и меньше. И в результате, в самой пустыне — песок и скалистые горы. Гор вообще, безумно много. причем от самых небольших, до огромных — с постоянными снегами. Очень много жизни вокруг водоемов, даже самый маленький ручеёк может дать жизнь оазису по среди пустой степи. Встретились разные животные — верблюды, суслики, мыши, зайцы и т.п. А ещё — много птиц.

Удалось увидеть самые разные формы жизни монголов — от юрт до самых современных комфортабельных домов. За время поездки удалось посетить : Алтанбулаг, Сухэ-Батор, Дархан, Улан-Батор, Тэрэлж, Зуунмод, Дэлцерцоргт, Мандалгоби, Цогт-Овоо, Далангадзад, Хурмэн, Баяндалай, Сайхан, Арвайхээр, Хархорин, Цэцэрлэг, Тариат, оз. Тэрхийн Цагаан Нур, вулкан Хорго, Баян-Хонгор, Баян-Овоо, Жаргалант, Мурэн, Хатгал, оз. Хубсугул (Хевсгел Нуур), Хутаг-Ендер, Сэлэнга, Булган, Эрденет, Барунбурэн. В некоторых населенных пунктах ночевали в гостиницах, в некоторых — в юртах. В тех городках и поселках, где останавливался — удалось сделать фотографии, и обязательно будут отдельные заметки. Также несколько заметок будет и про столицу Монголии — город Улан-Батор. Это очень интересный и строящийся город.

Языковой барьер — очень серьезный. Причем, что интересно, буквы почти все из кириллицы, но понять что-то совершенно не возможно. Поэтому сморишь на названия и полный ступор. Общаться с местными жителями — тоже затруднительно. Но, что интересно — некоторые говорят по-русски, некоторые — по английски. И если с русским языком всё более-менее хорошо, то английский у них очень не понятный, да и сами они на нем понимают слабо. Иногда встречаются очень образованные люди в плане языка. Например, в музее встретился молодой парень, который просто отлично говорил на русском и на английском. Некоторая молодежь в Улан-Баторе успела поучится в России или в Белоруссии, и тоже просто отлично говорит по-русски.

Товары в Монголии очень скудны своим выбором, особенно во всяких небольших городах и поселках. Продукты в основном из России и стран бывшего соцлагеря, а промышленные товары — из Китая. Есть немного своей продукции из молока, мяса и водка, которую тоже делают из местных продуктов. Да, и местное пиво там тоже хорошее, особенно — темное. Цены на продукты, примерно как в России. А вот, бензин , который завозится в Монголию из нашей страны — очень дорогой. За литр 92-го здесь пришлось платить от 50 до 60 рублей. Почти все заправки принимают платежные карты Visa . В магазинах и гостиницах тоже можно иногда ими рассчитываться, но уже далеко не везде.

Мобильная связь есть везде, где есть населенные пункты. А вот мобильный Интернет — это уже редкость. Впрочем и тот интернет, которым пользовался в гостинице через Wi-Fi тоже оставляет желать лучшего по-скорости. Порой мне даже замерить его не удавалось. Опять же — в столице и, например, городе Дархан — все с доступом в сеть отлично.

Таможня , как российская, так и монгольская проходится нормально, без особых проблем, хотя есть некоторые особенности и тонкости. В частности, на нашей стороне, российским гражданам можно заехать без очереди (потому что очень мало наших машин туда едет), а вот на монгольской стороне, что бы мне проехать и не ждать очередь попросили тысячу долларов, но я конечно отказался. Досмотр на монгольской стороне — поверхностный, я даже не доставал вещи с машины. А вот на нашей — по-разному. Могут и попросить сумки открыть, а могут и только в салон заглянуть. Естественно, проверяют документы на машину, сверяют номера на выезде и пробивают по разным базам. Еще такой момент на обратном пути был — очень много монголов едет сейчас в Россию за бензином (вывезти из России можно бак машины и 10 литров в канистре), продуктами и т.п. И поэтому таможня просто не справляется с потоком, хоть и работает в круглосуточном режиме. Пришлось стоять на границе восемь часов.

Вроде как основное рассказал, если есть вопросы — спрашивайте. А я буду готовить новые заметки с этого путешествия.

Да, и ещё — фотографии с поездки я сейчас начал выкладывать в , так, что кому интересно — можете следить за фотопутешествием там.

Монголия – азиатское государство, граничащее с Россией и Китаем. Страна не имеет выхода к морю.

Основа рельефа – плато, приподнятое на высоту 900 – 1500 метров над уровнем моря, и горные хребты, а также – пустыня Гоби. По территории Монголии проходит южная граница вечной мерзлоты.

Общая площадь – 1 564 116 кв. км, численность населения – 3 000 000 человек, среди которых 95% составляют монголы, 5% - тюрки, 0,1% - китайцы и русские. Монголия – страна с самой низкой плотностью населения в мире. Официальная религия – тибетский буддизм. Официальный язык – монгольский.

Столица – город Улан – Батор.

Города Монголии

Улан – Батор, ведущий свою историю с 1639 года, – главный город страны, без посещения которого не будет полноценного представления о Монголии. Здесь гармонично сочетаются современная архитектура и древние храмы, иномарки последнего года выпуска и всадники в национальной одежде, ночные клубы и религиозные ценности. Юные туристы любят посещать городской Парк аттракционов. В Улан – Баторе приветливые местные жители, превосходная национальная кухня, шикарный шопинг (кстати, лучший рынок кашемировых изделий Наран – Тул находится именно в Улан – Баторе) и, конечно же, экскурсионная программа. Большое количество гостей собирается на ежегодный фестиваль Наадам, проводимый с 11 по 13 июля, где можно окунуться в национальную атмосферу и понаблюдать за мастерами по стрельбе из лука, борьбе и джигитовке.

Как добраться до Монголии

Прямого авиасообщения между Беларусью и Монголией не существует.

Самым оптимальным вариантом будет перелет по маршруту Минск – Улан – Батор с одной стыковкой (например, в Москве или в Пекине) авиакомпаниями «Аэрофлот» или Air China. Время в пути составит около суток (с учетом стыковок), стоимость билета «туда – обратно» - от 1300 долларов США на одного человека.

Из Москвы в Улан – Батор курсирует поезд (время в пути – 101 час).

Климат Монголии

Территория Монголии находится под влиянием резко континентального климата.

Средняя температура воздуха летом составляет от +15 до +40 градусов, зимой – от -10 до -35 градусов, в зависимости от области. Разница между дневными и ночными температурами зимой может достигать 30 градусов. Число солнечных дней - 260 в году.

Годовое количество осадков находится в пределах от 100 мм до 500 мм. Дожди идут, как правило, с середины июля по сентябрь. Снег в горах может лежать в течение всего календарного года. С мая по июнь возможны пыльные бури.

Лучшее время для путешествий по стране – период с середины мая по октябрь.

Гостиничная база Монголии представлена современными отелями от 1* до 5* только в городе Улан – Баторе. Здесь Вы встретите прекрасное обслуживание и комфортные условия проживания. Стоимость номера в гостинице 5* - от 180 долларов США с человека. Завтраки, как правило, включены в стоимость.

Вне Улан – Батора основными видами размещения являются юрты («гэры»), причем от аналогов кемпингов до VIP – размещения со всеми удобствами. Питание – полупансион или пансион, стоимость – от 35 долларов США в сутки.

Банки, деньги, обменные пункты

Валюта Монголии – тугрик. Хождение имеют бумажные банкноты достоинством 1,3,5,10,20,50,100,500,1000,5000,10 000 тугриков и монеты номиналом 20,50,100,200 тугриков. К расчетам принимаются и доллары США (правда, неофициально).

График работы банков и специализированных обменных пунктов:

С 9.00 – 9.30 до 12.30 и с 14.00 до 15.00 – 17.00

Произвести обмен валюты можно в банках Улан – Батора, в «обменниках» и в некоторых гостиницах. Не рекомендуется обменивать деньги у «уличных» менял. Банкоматы также расположены только в столице. В провинции обменять валюту практически невозможно.

Кредитные карты основных мировых платежных систем к расчетам принимаются только в крупных банках, отелях и некоторых магазинах Улан – Батора. С трэвел – чеками (желательно в долларах США) работает только Банк Развития и Торговли Улан – Батора.

Чаевые не обязательны, но и не запрещены – 5 – 10% от общей суммы в знак благодарности будут приняты обслуживающим персоналом с радостью.

Безопасность туристов

В общем и целом Монголия – страна, безопасная для путешествий, но соблюдение элементарных правил поведения убережет Вас и Ваших близких от мелких и крупных неприятностей:

  • Ценные вещи, крупные суммы денег и документы желательно оставлять в сейфе отеля
  • В местах большого скопления людей не рекомендуется оставлять без присмотра личные вещи
  • Следует быть предельно осторожными за пределами городов – можно столкнуться со стаями одичавших собак
  • Не следует путешествовать по степи без сопровождающего гида
  • Перед поездкой следует принять профилактические меры против заболеваний чумой, холерой, тифом, менингитом, гепатитом С и бешенством
  • Перед выходом на улицу рекомендуется воспользоваться солнцезащитным кремом
  • Воду для питья, чистки зубов или создания льда желательно брать бутилированную
  • Употреблять в пищу мясо, рыбу и молоко следует только после предварительной тепловой обработки
  • Перед употреблением в пищу овощей и фруктов их следует тщательно вымыть, с фруктов – снять кожуру, овощи – подвергнуть тепловой обработке
  • При посещении храмов следует соблюдать дресс – код – плечи, грудь и колени должны быть закрыты
  • Нельзя шутить с именем Чингисхана – это основатель Монголии
  • Нельзя прикасаться к голове другого человека, особенно ребенка
  • Нельзя поворачиваться спиной к старшим
  • Нельзя шутить с огнем – затаптывать, бросать туда мусор и заливать водой

Транспорт

Учитывая большую протяженность Монголии, самым удобным средством передвижения здесь является самолет. Внутренние авиаперевозки осуществляются между Улан – Батором и основными населенными пунктами страны. Стоимость билетов невелика, но для иностранцев – дороже, чем для местных жителей.

Железнодорожное сообщение развито не совсем хорошо – существует только одна пассажирская линия, связывающая Улан – Батор, Дархан, Сух – Батор и Эрдэнэт.

Основные населенные пункты связаны автобусными маршрутами. Существует расписание движения, которого местные водители придерживаются практически всегда.

Городской транспорт Улан – Батора – это троллейбусы, автобусы и маршрутные такси. Стоимость проезда – 500 тугриков. Общественный транспорт находится в плохом техническом состоянии, всегда забит людьми, двигается без расписания.

Стоимость проезда в такси – 500 тугриков за 1 км пути, конечный расчет – исходя из показаний спидометра.

На озере Хубсугуле развит водный транспорт.

Брать автомобиль напрокат настоятельно не рекомендуется и лишено смысла – дороги плохие, правила местными водителями не соблюдаются, основные туристические объекты находятся на большом расстоянии друг от друга, передвигаться самостоятельно по пустыне Гоби очень опасно. Тем, кто отважится самостоятельно сесть за руль, необходимо будет предъявить:

  • Международное водительское удостоверение
  • Кредитную карту или наличные (от 50 долларов США в день)

Полноприводный автомобиль вместе с водителем можно нанять за 70 долларов США в сутки.

Развлечения, экскурсии, достопримечательности

Достопримечательности столицы – города Улан – Батора – начинаются, как и везде, со Старого города – площади Сухэ – Батора с памятником этому национальному герою и колоколом Мира, со зданиями Парламента, Биржи и Дворца культуры. Далее – визитная карточка города – монастырь Гандан («великое место абсолютного счастья»), символом которого является статуя Будды долголетия высотой в 26 метров. Внутри статуи – 27 000 кг сухих лекарственных трав и 2 000 000 свитков с мантрами. Не менее значим для истории страны и монастырь ламы Хойдзиню, включающий 5 храмов, 5 ворот, Музей буддистского искусства с уникальными экспонатами. Одним из самых посещаемых мест Улан – Батора является дворцовый комплекс Богдыхана – последнего императора. Весьма познавательны и увлекательны городские музеи – Естественной истории, Изобразительных искусств, Национальный исторический, Театральный, Интеллектуальный, Центр буддийской медицины, Шаманский центр.

Большое количество туристов приезжает в археологический парк Каракорум, где можно увидеть достопримечательности 13 – 16 веков – ханский дворец, квартал ремесленников, первый буддийский монастырь Монголии и наскальные рисунки первых поселенцев этой территории.

Природными достопримечательностями Монголии являются озеро Ховсгол (самое глубокое в Центральной Азии), долина реки Селенги, впадающей в озеро Байкал, гора Богдо – Уло (место рождения Чингисхана) и пустыня Гоби, в которой находятся самые большие в мире залежи костей ископаемых животных.

Любители активного времяпрепровождения занимаются рафтингом, спортивной рыбалкой, совершают конные туры и мотопробеги, а также проживают в юртах на высокогорных пастбищах.

Кухня и рестораны

Национальная кухня Монголии практически не подвергалась влияниям других кухонь мира и существует почти в первозданном виде. Основные продукты – это мясо (баранина, может быть говядина, конина, мясо яков и сайгаков), рис, горох и другие бобовые, дикорастущие ягоды, травы и коренья, молочные продукты (кумыс, ряженка, сушеный творог, сыр).

Самыми популярными блюдами Монголии являются следующие:

  • «боодог» - мясная грудина, зажаренная изнутри раскаленными камнями «хорхог» - слабо проваренное мясо без соли и специй
  • «бахан» - козленок, запеченный прямо в шкуре
  • вареное овечье сало
  • жареные бараньи гениталии
  • «борц» - вяленое мясо
  • «хушур» - блины с начинкой из мяса и лука
  • «буз» - паровые пельмени
  • мясная лапша
  • пирожки с начинкой из сырого мяса
  • «хашур» - пирожки с кониной, жаренные в масле

Из напитков – кислое молоко «Айран», кумыс, монгольский чай (плиточный чай с молоком, солью, маслом, поджаренной мукой или слегка обжаренным курдючным салом)

Из алкоголя – водка «Архи» (из кобыльего молока), «Айраг» (домашний самогон), «Шимин Архи» (крепостью около 12%), неплохое местное пиво

Шопинг и магазины

Магазины Монголии работают по индивидуальному графику.

Чаще всего из Монголии привозят кашемировые и медные изделия, одеяла из верблюжьей шерсти, украшения, ковры, предметы национальной одежды, всевозможные статуэтки.

Таможня

Ввозить иностранную валюту можно в пределах 2000 долларов США (или в эквиваленте). Вывозить – в пределах ввезенной суммы.

Ввозить местную валюту можно в пределах 815 тугриков. На сумму, превышающую данное количество, необходимо банковское разрешение.

Следует задекларировать ввозимые предметы истории, художественные произведения и электронные компоненты.

Разрешено ввозить:

  • До 200 сигарет или 50 сигар или 250 г табака
  • До 1 л крепкого алкоголя, до 2 л вина, до 3л пива
  • Товары личного пользования - на сумму не более 1000 долларов США на человека

Запрещено ввозить и вывозить:

  • Наркотические, психотропные, радиоактивные, взрывчатые и отравляющие вещества
  • Неконсервированные мясопродукты
  • Оружие и боеприпасы без соответствующего разрешения
  • Образцы растительных и животных тканей, крови и препаратов на ее основе
  • Порнографическую кино – видеопродукцию

Стоимость каждого вида вывозимых изделий не должна превышать 500 долларов США.

Не нашли подходящий вариант отдыха – передайте хлопоты по организации поездки нашим профессиональным менеджерам, заполнив , и они оперативно свяжутся с Вами! Мы можем отправить Вас в любую точку планеты!

За нами выстроилась очередь из десятков машин метров на 200 от границы. Мы убедились, что наши машины не сбросили в кювет и не прокололи шины и мысленно поблагодарили погранца.
В 9:00 граница открылась, и мы заехали первой партией легковушек прямо после двух автобусов, которые протиснулись по встречке. Как выяснилось, мы очень удачно заехали - сразу после нас границу закрыли для легковушек и пустили в обход пробки бензовозы. Это стоило всем остальным пары часов потерянного времени сверх обычной очереди. К слову, весь бензин в Монголии либо наш, либо Китайский. К китайскому в Монголии отношение примерно такое же как у нас ко всему китайскому – «фу, это китайский бензин, езжайте вон на ту заправку, там пусть и нет 95-го, зато бензин хороший (читай, Российский)»
Так вот, заехали мы на границу. Забегая вперед, вся процедура заняла у нас 2 часа – примерно 1 час с небольшим на нашу границу (с момента въезда в зону КПП), потом надо проехать чистую зону около 20 км, на которой нельзя останавливаться, потом чуть-чуть постояли перед въездом на монгольский КПП, позаполняли бумажки на монгольском (с дублированием на английском – это важно, т.к. раньше путешественники жаловались, что эти формы вообще не переводят – теперь там хоть что-то можно понять) и прошли монгольскую границу раза в два быстрее, чем нашу.

Поподробнее расскажу про пересечение границы. Запускается 6 машин. Они встают около трёх больших металлических столов, на которые надо будет вытряхнуть абсолютно всё из машин. Ну вообще всё! Бардачок только разрешили не выворачивать. С начала – паспортный контроль, потом ты возвращаешься к машине, которую при тебе обыскивают самым пристальным образом с собаками, просят открыть капот задают дежурные вопросы про наркоту. У меня был газовый баллончик, его пришлось выкинуть. С остальным проблем не было. В багажнике было 3 канистры по 20 литров, только одна из которых полная. Я достал все 3 и поставил их рядом. Если мне не изменяет память, то при всей строгости процедуры, к ним даже никто не подошел. Секретки под сиденьями и под полом в Куге тоже никто не нашел и не осмотрел. По сути, с нашей стороны всё более или менее просто и ясно, а если что – подскажут, погранцы дружелюбные и разговорчивые. Маленький нюанс – граница эта только автомобильная и пересечь её пешком нельзя, поэтому перед границей встречается народ, который просится подсесть в машину для пересечения границы. Я читал, что это крайне небезопасно – народ разный, вплоть до наркотрафика, поэтому никого не брали, хотя были вроде приличные на вид европейцы – самый опасный тип – от них не ожидаешь подвоха)
С нами в очереди на паспортный контроль стоял местный, который как раз зарабатывает таксованием через границу. Он нам рассказал, что мы чуть не попали в праздник Наадам, когда граница просто закрывается на 4 дня! Праздник большой. Мы его не прочувствовали, т.к. в основном были в пути, но почитали, что главные атрибуты праздника – гонки на лошадях, турниры по стрельбе из лука и традиционная борьба. Борьба, к слову, очень своеобразная – нет границ ринга – всё происходит на футбольных полях (из того, что мы увидели по телику), нет ограничений по времени, точнее если они и есть, то мы раньше переключали канал)) Мужики стоят, толкаются и пытаются схватить друг друга за скудные элементы одежды. От сумо это отличается как минимум тем, что борцы вполне себе атлетичны и не такие жирные, хотя и пузатые. В общем, зрелище на любителя)
На границе наблюдали следующую картину – за горизонт на сколько хватает глаз идёт колючка и песочная полоса для следов. Мы смотрим и видим, что через границу сквозь какие-то ворота плетётся стадо коров. И блин, явно никому не предъявляют паспорта и багаж)) Мы спросили об этом у пограничников, и они сказали, что да, на зоне между границами в 20 км разрешено пасти скот в рамках межправительственных соглашений) Короче, коровы мигрируют спокойно)