Пик джигит. Восхождение на пик джигит (5170)

Длинный и бесконечно красивый южный хребет иссык-кульской котловины - венчает ледяной массив Джигит с одноименной вершиной. Среди других не менее величественных снежных вершин хребта Терская выделяются Альбатрос и Бригантина, а пик Джигит возвышается над ними словно истинный народный батыр. Если окинуть взглядом бескрайние ледовые просторы, укрытые снежным одеялом нетронутые сугробы, то можно заметить витиеватые изгибы Каракольского перевала соседствующего с ледником Восточный Культор.

А с другой стороны от пика Джигит располагается перевал Эпюр, который обладает третьей категорией сложности и уводит через главный хребет в живописную долину Караколтор. Сама же вершина Джигит покрытая длинными языками столетних льдов, манит таинственной горной пещерой, внутри которой царит вечная темнота. При входе в пещеру нужно быть максимально осторожным, опасаясь просадки снежных пластов. В месте, где языки ледника Западный Культор начинают сходить на нет, образовываются уникальные мореные грибы с небольшими вкраплениями скальных насыпей и обломков. А вмерзшие в лед небольшие камни способствуют образованию так называемых ледяных стаканов, постоянно затопленных водой. Сами же языки ледника усеяны множественными опасными трещинами и непредсказуемым снежным покровом, которые может проседать в самых неожиданных местах. Потому восхождение на ледник всегда проводиться альпинистами в связке, подстраховывая и поддерживая друг друга.

На западе хребта Терскей Ала-Тоо и красуется сама вершина Джигит, которая является третьей по величине вершиной этого горного массива после Каракольского пика и . За величественным Джигитом на восток следует вереница других вершин: Альбатрос, пик Христо Ботева и Бригантина, которые все вместе создают непередаваемый снежно -горный пейзаж обледенелых вершин.

К великому Культору ведет несколько сложных и труднопроходимых перевалов через основной хребет, а также через примыкающие к Терскею хребты по южным бокам.

Перевал «Солнце» проходит от западного ледника культорских вершин к восточному. Эту трассу, в основном, используют для краткосрочных, чаще всего однодневных тренировок, поскольку при прокладывании основного маршрута туристические группы идут через долину реки Культор, не поднимаясь на солнцевский перевал.

С ледником Джигит соседствует в поразительной близости ледник , подняться на который можно через перевал Онтор или как его еще называют перевал Первый. Подъем начинает осуществляться по сверенной стороне ледника, но уже через некоторое время склоны ледника становятся все круче и отвеснее, все чаще встречаются ледниковые трещины, поэтому опытные альпинисты обходят этот участок по северным скалам.

Зато поднявшись на перевал, пред уставшими альпинистами открывается непередаваемый по красоте вид на и перевал Каракол. Он ведет на юг через хребет Терскея к истокам реки Караколтор. К самому же Каракольскому перевалу лучше двигаться аккуратно по некрутому ледниковому языку Восточного Культора, обходя опасные места и рассчитывая время пребывания на снежных льдах. Трасса перевала очень опасна, часто встречаются покрытые небольшим слоем снега глубокие ледяные трещины. На самом же перевале существует глубокая яма, глубина которой достигает 5 метров. Этот участок считается одним из самых опасных, потому что приходится прорубать ступени по вертикальному склону ямы, чтобы пройти этот отрезок пути. Чуть дальше нависают мощные снежные карнизы, поэтому часто спуски начинают в другом месте, огибая опасный участок с восточной стороны. Следуя друг за другом в страховочной связке, переступая зигзагами и держась на перила, прикрепленные на скалах, можно аккуратно и неспешно спуститься после столь запоминающегося восхождения. А потом долго помнить, как на самом перевале виднелась во всем величии уникальная по красоте панорама на пик Джигит, который ослепительно блестел неприступными льдами под холодным горным солнцем.

Лабиринты снежных перевалов, преодоление горных уступов и непроходимых скальных троп способны подарить незабываемые ощущения тем первопроходцам, кто решил во что бы то ни стало покорить в своей жизни высокий и гордый пик величественного Терскея. С этими походами и восхождениями связано не только чувство опасности и способности ответить на собственный вызов, но и столь трогательная горная романтика, ощущение тайн мироздания и созерцание истинных красот природы Иссык-Куля, которые в силу своей неприступности никогда не будут испорчены вмешательством техногенных процессов. А потому так дорого и так трепетно осознание того, что эти могучие вершины мореных льдов были покорены обычным человеком в альпинистских кошках и с обычным ледорубом.

Пик Джигит

Второй по высоте пик в Иссык-Кульском районе (5170 м.) . Находится вершина рядом с самым высоким пиком Иссык-Кульского района пиком Каракол. Категория сложности маршрута 4А. Захватывающий вид и открывающаяся панорама на вечные льды привлекают туристов со всего мира. Гид с большим опытом восхождений и знанием местности даст базовые уроки и правила поведения на склоне!

День 1

Встреча в аэропорту «Манас». Трансфер в г.Каракол. Размещение в гостевом доме, ужин.

День 2

Встреча в гостевом доме, после плотного завтрака. (1800 м.) Переезд на автомобиле в ущелье Каракол, до начала пешего маршрута. Начало подхода под пик Джигит с высоты 2 250 м. до перевалочного лагеря Чон Таш. (2 600 м.). Ланч в дороге. Ночлег в палатках. Ужин.

День 3

Ранний завтрак. Переход под ледник Он-Тор (3150 м.). Ланч в дороге. Установка лагеря. Ужин. Ночлег в палатках.

День 4

Завтрак. Подъем по леднику Он-Тор и установка базового лагеря на высоте 4250 м. на стоянке «Чайник». Ланч в дороге. Ужин. Ночлег в палатках.

День 5

Акклиматизационный день. Затрак. Гид обучит правилам поведения на склоне. Ланч. Предстоит подготовить маршрут и провести брифинг. Практические и теоретические занятия. Ужин. Ночлег в палатках.

День 6

Ранний завтрак-ранний выход. Восхождение на пик Джигит (5170 м.)! Ланч в дороге. После покорения вершины предстоит спуск в базовый лагерь «Чайник» 4250 м. Ужин.

День 7

Завтрак. Спуск по ущелью Каракол до лагеря Чон-Таш 2 600 м. Ланч в дороге. Установка лагеря. Ужин. Ночлег в палатках.

День 8

Завтрак. Возвращение в г.Каракол. Ланч. После 4х часового спуска нас будет ожидать транспорт, который доставит обратно в гостевой дом. Ужин. Ночлег в гостевом доме.

День 9

Запасной день, на случай непогоды.

День 10

Завтрак. Трансфер в аэропорт «Манас», завершение программы.

Необходимое личное снаряжение:

Необходимо иметь с собой теплую одежду, сменную одежду, походную и сменную обувь, куртку от дождя, солнцезащитные очки, крем от загара. Если у Вас имеется специфическая болезнь, вы должны иметь при себе собственную аптечку с необходимыми медикаментами.

Горные ботинки, кошки, страховочная система, 5 карабинов, ледоруб, каска.

Бивачное снаряжение:

Одежда в расчете на температуру от -5 до +20

Что входит: Что не входит:
Трансфер Бишкек-Каракол-Бишкек Портер (для личных вещей)
Проживание в гостевом доме Спальный мешок
Транспорт к началу концу маршрута Питание на время трансфера
Питание во время трека и проживания Рюкзак
Налоги и сборы Альпинийское снаряжение
Палатки
Кариматы
Гид-переводчик
Повар
Портера (для снаряжения)
Детальная информация:
Минимальная высота: 2100 м.
Средняя высота: 2950 м.
Максимальная высота: 5170 м.
Расстояние: 57,7 км.
Набор высоты: 3750 м.
Потеря высоты: 3770м.
Максимальный уклон: 67%
Средний уклон: 40%
Минимальный уклон: 11%
Уровень сложности: тяжело

На сайт

Терскей Алла-Тоо

Пик Каракольский и пик Джигит. Краткий обзор района.
Как доехать. Кто поможет.

Материал составлен альпинистами из Кыргызстана по просьбе сайт

Хребет Терскей Алла-Тоо находится в Центральном Тянь-Шане, на территории современной Киргизии. Хребет ограничивает озеро Иссык-Куль с юга и простирается от пика Семенова (хр. Сары-Джаз) до реки Чу почти на 400км. С альпинистской точки зрения большой интерес представляет центральная часть Алла-Тоо, между перевалами Тюз-Ашуу и Джуку. Здесь представлены маршруты практически всех категорий от 1 до 6а (на нашем знаменитом Джигите). Большинство маршрутов 4 и 5 категории сложности, есть как комбинированные, ледово-снежные, так и скальные маршруты. Почти все вершины высотой 4000 с небольшим, но есть и три пятитысячника (пик Большой Ак-су, пик Каракольский и пик Джигит).

От города Каракол до базового лагеря ехать на машине 25 км. С базового лагеря доступен район ущелья Аю-Тор, подход куда на стоянки занимает 3-4 часа. Со стоянок под маршруты подходы 1-2 часа. В этом ущелье маршруты в основном 2, 3, 4 к.тр., но есть и четыре скальные пятерки. Все маршруты в этом районе ходятся за один день. В остальные два района - под вершину Джигит (5170м) и пик Каракольский (5281м) подход на стоянки занимает 5 - 6 часов, со стоянок под маршрут - 1 час. В обоих этих районах маршруты в основном 4-5 к.тр. На пик Джигит есть маршруты 6а к.тр., за прохождение которых были получены золотые медали на Первенстве СССР. Это были команды И.Слесова (1975 год), Д.Шарашенидзе (1976 год), В.Вакурина (1983 год). Кроме того, почти все маршруты на пик Каракольский пройдены на Первенстве Союза в очном, техническом классе. В целом, в хребте Терскей Алла-Тоо имеется несколько сотен внесенных в классификатор маршрутов на 141 вершину района.

КСП нет, мы организовали свой спасотряд, но он еще не набрал своей полной силы. Связь - портативные рации лучше брать с собой. Самое хорошее время для восхождений в нашем районе - июль, август, начало сентября. Июль, август- с утра обычно хорошая погода, к вечеру идет дождь, к ночи опять хорошая погода. Сентябрь- погода практически ясная, но немного холоднее.

Кто заезжает через нас, то проблем с местными практически нет, потому что мы сами местные.

Что касается продуктов - если кто-то конкретно будет заезжать к нам, мы предварительно дадим подробный список продуктов, имеющихся у нас на рынке, и цены к ним, равно как и курсы валют.
Например:
буханка хлеба - 10 центов,
1кг сахара - 55-60 центов,
1 кг мяса- 1дол.30 центов,
1л бензина- 35-40 центов,
1 дол. равен 50 киргизским сомам.

Политика - все довольно лояльно относятся к приезжим туристам. Кстати, с недавних пор государственный язык в Киргизии - русский.

Транспорт :
автобус Бишкек - Каракол (госуд.) 3-4 US$ с человека;
микроавтобус 4-5 US$ с человека;
такси 6-7 US$ с человека.

Мы можем обеспечить:
вахтовка Газ-66, 16 мест;
Уаз 469, 6 мест;
Фольксваген Джетта, 4 пассажирских места.
Рации: 3 штуки "Ангара", 2 шт.- "Таис" (портативки).
Для желающих есть носильщики - в любом количестве.
Оформление документов, отметки ОВиР, погранпропуска, пермиты в альп- и тур-зоны - через нас без проблем, за короткие сроки.

Мы - это турфирма "Альп-Тур-Иссык-Куль" , Ханин Игорь Викторович

Нас можно найти:
Кыргызская Республика, Иссык-Кульская обл., г.Каракол, Кирпичный завод д.61-1.
Тел. 3922 2-05-48,тел-факс 3922 5-01-63.
Турфирма "Альп-Тур-Иссык-Куль",
директор - Горбачева Лариса Викторовна, Ханин Игорь Викторович.

Написал отчёт о нашем . Такой с цифрами, схемами и фотографиями. Чтобы он не пылился в архивах всяких комиссий, выложу его сюда, может кому будет интересно.

Паспорт восхождения

  1. Район, ущелье, номер раздела по классификационной таблице: Тянь-Шань, Терскей Ала-Тоо, 7.10.44а
  2. Наименование вершины,название маршрута: Джигит по центру северной стены
  3. Категория сложности: 6А
  4. Характер маршрута: комбинированный
  5. Перепад высот маршрута: 1200 метров
    Протяжённость маршрута: 1400 метров
    Средняя крутизна основной части маршрута: 75°
    Средняя крутизна всего маршрута: 60°
  6. Использовано на маршруте:
    • крючьев - 90 штук
    • закладных элементов - 100 штук
    • ледобуров - 18 штук
    • шлямбурных стационарных - 15 штук, в том числе для ИТО - 5 штук
    • Оставлено крючьев на маршруте - нет
  7. Ходовых часов команды: 40, 3½ дня
  8. Руководитель: Белоцерковский Кирилл Александрович, КМС
    Участник: Тен Максим Валентинович, КМС
  9. Тренер: Скопин Артём Алексеевич, МС
  10. Выход на маршрут: 28 июля 2014 в 4 часа утра
    Выход на вершину: 31 июля 2014 в 12 часов дня
    Возвращение в базовый лагерь: 31 июля 2014 в 18 часов
  11. Организация: ФАиС РК

Общее фото вершины

Характеристика района и объекта восхождения

Хребет Терскей Ала-Тоо находится на северо-востоке Кыргызстана и ограничивает с юга Иссык-Кульскую котловину. Средняя высота хребта - 4500 метров над уровнем моря, а максимальная - 5281 метр (пик Каракольский) . Протяжённость хребта в широтном направлении около 400 километров. Хребет Терскей Ала-Тоо занимает второе место (после Меридианального хребта) по оледенению на Тянь-Шане. Площадь оледенения тут составляет 1081 квадратный километр. Массивное оледенение и близость большого озера являются причинами нестабильной погоды в районе.

Пик Джигит (5170 метров) - вторая по высоте вершина района - расположен в верховьях реки Культор. Самый простой маршрут - по западному гребню (С. Сильченко, 1966 год) 4А. Он же является спусковым.
Наибольший интерес представляют северная и северо-западная стены. И если по северо-западной стене проходят маршруты пятой категории, то по северной в основном проходят «шестёрки»: Д. Шарашанидзе 1976 года В. Вакурина 1983 года , И. Слесова 1975 года (первое место на чемпионате СССР в техническом классе), А. Рябухина 1965 года . На всех маршрутах скалы чередуются со льдом. Скалы по большей части монолитны.

Трещины часто забиты снегом или льдом. Удобных полок на стене нет, поэтому места ночёвок приходится готовить: срубать лёд, подкладывать камни и т. п. Удобные лежачие ночёвки есть только на гребне.

Маршрут И. Слесова имеет комбинированный характер. Нам часто приходилось переключаться с лазанья по скалам на лазанье по льду и далее на их сочетание в разных пропорциях. Первый старался максимально использовать свободное лазанье на ледовых инструментах. Собственно лазанья в привычном понимании этого слова почти не было. Постоянное использование инструментов на скалах было продиктовано как особенностями рельефа (скалы, залитые льдом), так и непогодой, которая сопровождала нас каждый день.

Первый работал с облегчённым рюкзаком, второй двигался на жумарах и нёс бивачное снаряжение.

Техническое описание маршрута

Подход от места ночёвки по открытому леднику в направлении правой части ледопада в нижней части стены. Проход в ледопаде, после длительного наблюдения, выбрали с вечера, так как он представляет собою определённую трудность. Связались перед началом пологого ледового склона. Ледопад старались пройти максимально быстро, по пути встречались свежие обломки льда.


R1-R2 Выход на ледовый склон под бергшрундом. Сначала по крутому льду, покрытому толстым слоем рассыпчатого снега, затем траверсом влево по ледовой полке.
R2-R3 Подход по простому льду под бергшрунд.
R3-R4 Преодоление бергшрунда. Нависающая ледовая стенка, местами покрытая толстым слоем рыхлого снега. В снегу пришлось копать траншею, используя ледобуры для организации ИТО.
R4-R5 Движение вправо-вверх в направлении крутого ледового кулуара.
R5-R6 По чередующимся стенкам и полкам под внутренний угол с ледовым подтёком. По нему-сложный драйтулинг/ИТО вверх.
R6-R7 Вправо-вверх по стенкам-полкам, залитым льдом, в направлении внутреннего угла. Слева от него, судя по шлямбурам, можно ночевать.
R7-R8 Сложное лазанье по внутреннему углу.
R8-R9 Лазанье/ИТО по углу вверх. Начала портиться погода: пошёл снег, задул ветер.
R9-R10 К верху угол выкручивается. В основном ИТО. Станция на местном шлямбуре, сблокированном с чем-то своим.
R10-R11 По ледовой полке и скальному внутреннему углу на верхушку откола. Там полка 1×1½метра. Неудобная сидячая ночёвка.
R11-R12 Спуск на ледовую полку, траверс вправо. Далее движение вверх по внутреннему углу со льдом. Холодно. В основном ИТО.
R12-R13 Чередование стенок-полок со льдом. Лазанье относительно несложное.
R13-R14 Уверенное ИТО вверх по стенке справа от карниза.
R14-R15 Вверх до выхода на выполаживание. Пошёл снег.
R15-R16 Движение вверх по умеренно сложным скалам, залитым льдом.
R16-R17 То же самое.
R17-R18 Через скальную ступень на ледовый гребешок.
R18-R19 По простому ледовому склону вверх до скал. К этому времени видимость упала до 10 метров. Сильный ветер, обильный снегопад. Всё располагает к ночёвке.
Вырубили полку во льду (по ходу согнув лопатку на одном из инструментов). Полулежачая ночёвка.
R19-R20 По наиболее логичному рельефу движение вверх.
R20-R21 Немного влево-вверх к нависающей стенке со шлямбурной дорожкой. После неё траверс вправо, затем по крутому внутреннему углу вверх.
R21-R22 Влево-вверх по крутой стенке на разрушенные (но спаянные льдом) скалы. Возможно, этот участок можно обойти, если уйти от станции вправо, а не влево.
R22-R23 Лазанье по крутым, иногда нависающим скальным перьям, вмёрзшим в лёд. Несмотря на крутизну, лазанье не слишком сложное. Драйтулинг.
R23-R24 По пологим скалам вправо-вверх. По дороге встретился старый шлямбур. Станция чуть ниже скального гребешка. Погода начала портиться.
R24-R25 По скальному гребешку и далее по скалам, залитым льдом.
R25-R26 По скалам, покрытым льдом и снегом, вверх под небольшой карниз. Очень сильный ветер, снегопад. Видимость сильно ограничена. Через карниз постоянно проходят пылевые лавины.
R26-R27 Из-под карниза влево-вверх по скальному внутреннему углу и далее по крутому снежно ледовому склону до гребня. На склоне ни разу не удалось докопаться до нормального льда, так что страховку организовать не вышло. На гребне вырубили небольшую полку и установили палатку. Удобная лежачая ночёвка.
R27-R28 В условиях плохой видимости 200 метров по снежно-ледовому гребню с карнизами до короткой скальной ступени.
R28-R29 Спуск 5 метров.
R29-R30 250 метров по гребню с огромными карнизами до вершинного купола. На высшую точку выходить не стали, в виду того что она, скорее всего, карниз.

Тактические действия команды

28 июля в 4 часа утра вышли на восхождение. Прошли ледопад и начали работать на маршруте, который представляет собою крутые скалы, перемежающиеся участками льда. Всю вторую половину дня шёл снег, сопровождающийся ветром. К 18 часам непогода усилилась, и мы приняли решение встать на ночёвку. Ночевали сидя в палатке на маленькой полке (1×1½метра).

29 июля весь день шёл снег, но несмотря на это, к 19 часам достигли снежно-ледового гребешка перед началом второй крутой скальной части. Для организации ночёвки пришлось срубить часть ледового гребня. Спали полулёжа.

30 июля большую часть дня стояла удовлетворительная погода. Благодаря этому и тому, что рельеф, несмотря на сохранившуюся крутизну, стал проще, нам удалось достичь гребня. На гребень выбрались в глубоких сумерках и в условиях очень сильной непогоды. Срубили часть гребня, установили палатку.

31 июля по гребню с большими снежными карнизами достигли вершины. Сфотографировались и приступили к спуску. Через 5 часов были на леднике. Через перевал Он-Тор дошли до своего лагеря под стеной, где встали на ночёвку.

Мы переместились в Каракол. Там мы планировали совершить восхождение на пик Джигит. Это уже совсем взрослый альпинизм - лезть в двойке на северную стену вершины, выше 5000 метров, по редко посещаемому маршруту в альпийском стиле. По-моему отличное сочетание.

Пик Джигит, высотой 5170 метров лежит в главном водораздельном хребте Терскей Ала-Тау к востоку от вершин Каракол, Слоненок, Фестивальная. Вторая по высоте вершина района после Каракола.
На вершину проложено множество сложных маршрутов, начиная от 4А (через перевал Эпюра) и заканчивая 6Б (по полуторакилометровой северной стене "в лоб") категорией сложности.

Приехали в базовый лагерь в Караколе. Он находится на большой зелёной поляне, окружённой елями. Располагает к отдыху и неспешным прогулкам вдоль речек. Но, как водится, дурная голова ногам покоя не даёт. Мы засуетились в поиске лошади и погонщика, которые согласились бы забросить нас под Джигит. С наскоку это сделать не удалось, поэтому решили одну ночь провести в базовом лагере. В чём-то оно и хорошо - у нас получился ещё один день отдыха после Ала-Арчи.

Оставшуюся часть дня я ходил по поляне, знакомился с окружающими и выяснял, не ходил ли кто на Джигит. Маршрут Слесова, который мы планировали идти, не ходил никто, но соседние ходили. Нам дали общие консультации по стене и ещё более общие по спуску.

Утром пришёл чабан с конём, мы взвалили свои пожитки на этого зверя [коня] и пошли вверх. Около 6 часов шли до конца тропы по зелёным лужайкам. Тропа заканчивается на слиянии рек Кельтор и речки, вытекающей из под ледника Джигит. Кельтор можно спокойно перейти вброд на разливе. Оттуда ещё часа 2 под стену.

Поставили палатку на боковой морене ледника и принялись сортировать еду и снаряжение.

- Сколько еды берём?
- Ну… постараемся пролезть с одной ночёвкой, но бери на две.

Я задумчиво переводил взгляд со стены на скальные туфли и обратно. Здравый смысл победил, и скальники остались внизу. Равно как и большая часть еды.

Закончили приготовления, упаковали и спрятали всё ненужное, и несколько часов глядели на стену. Я визуализировал прохождение всех участков, до которых мог дотянуться взглядом. Придумывал как проходить ледопад, где лезть одновременно, где вешать перила. Где ночевать и куда не лезть.

Утром не стали выходить ночью. Ночёвка у нас, в любом случае, была запланирована, так что выходить в 3 часа, а потом по темноте искать проход в ледопаде не хотелось. Вышли в 4. Минут за 30 пересекли ледник, связались и пошли. Прошли мимо трещин, прокрались под нависающими сераками и упёрлись в стенку, которую выбрали ещё вчера. Косая наклонная полка пересекает нависающий серак и выходит в цирк под стеной. Вертикальный лёд, а иногда не менее вертикальный снег; 40 метров такой радости и мы на леднике под стеной. От скал нас отделяют некрутой взлёт до бергшрунда, нависающая стенка берга и около 200 метров льда от пологого до вполне нормального в 80°.

Выбрал место, в котором стенка бергшрунда не была засыпана снегом, воткнул один инструмент, подобрал ноги, воткнул второй, подобрал ноги… тут что-то пошло не так, и верхний инструмент с характерным стуком и звёздочками врезался в мой лоб. Потёр ушибленное место, посмотрел на перчатку. На ней кровь. Ну отличное начало.


Макс заклеил мне бровь и (почему-то) часть глаза пластырем, и я стал работать дальше. На нависающий лёд больше не лез, а пошёл копать вертикальную траншею. Закрутил бур, прицепился к нему крюкопузом, раскопал пол-метра снега, закрутил следующий бур, и так до тех пор, пока не перебрался через карниз в верхней части.

Там связались и полезли одновременно до входа в крутой жёлоб, залитый льдом. Дальше пошла привычная работа с перилами. Я лез строго придерживаясь нитки, нарисованной в разных отчётах, хотя здравый смысл говорил, что две первых верёвки микста можно обойти по хорошему льду в 20 метрах справа. Но линия маршрута.

При очередном переходе со льда на нависающую скальную ступеньку инструмент сколол линзу и мы все вместе полетели вниз. Я и пара инструментов повисли на буре несколькими метрами ниже, а лёд полетел дальше. Так, надо собраться, иначе добром это не кончится, - подумал я. Собрался и полез на ИТО.

Дальше всё шло довольно ровно - ИТО, чередующееся с подлазами по льду. Вскоре погода испортилась. Пошёл снег, подул ветер. В хорошую погоду (как за день до того) на стене ближе к вечеру появляется немного солнца, и можно комфортно работать вплоть до заката. Но у нас всё было не так. К 18 часам мы были в середине первого скального пояса. Непрерывно сыпались то крупа то снег, и всё это было сдобрено ветром.

- Макс, будем спать вот на этой замечательной полке.

Наклонную полку 1×1,5 метра трудно назвать удобной, но Максу было уже всё едино. Он, казалось, может спать стоя, просто прислонившись к скале.

Ночь прошла в попытках принять удобное положение.


Весь следующий день шёл снег. Мы медленно лезли вверх по нашему контрфорсу. Я лез практически всё время на ИТО. Никаких скайхуков или топориков, то есть никакой жуткой ито-шной магии. К 19 часам добрались до ледового гребешка под второй крутой частью контрфорса. Ветер разошёлся не на шутку. Видимость упала, лицо покрылось слоем влажного снега, на бороде выросла ледовая корка. Ночуем!

Срубил часть гребня, получилась прекрасная полулежачая (для небольшого Макса) ночёвка. Я всю ночь сидел, но зато вполне комфортно.


В третий день стояла хорошая погода. До вечера. Нижнюю крутую часть снова пришлось лезть на ИТО. На одной верёвке даже было подобие шлямбурной дорожки. Почти все уши на шлямбурах нормального размера, то есть в них без проблем лезет оттяжечный карабин. Было несколько узких, под «Ирбиса», там просто оставлял закладки. А выше началось самое приятное - лазанье. В одном из отчётов была такая фраза «рельеф крутой, но удобный». Так и есть. Удобно и круто. Отличные монолитные трещины и ледовые лужицы давали возможность лезть быстро и надёжно.

У меня открылось такое состояние сознания, когда кажется, что ты в правильном потоке, ты делаешь всё осознанно и правильно. А всё вокруг откликается тем же, и идёт как надо.

На западе, прикрытое облаками, солнце медленно опускалось в расплавленное золото Иссык-Куля. Я на крейсерской скорости лез по смеси льда и скал. Макс старался быстро жумарить. И тут снова началась непогода. Казалось, что она весь день копила силы где-то в соседнем ущелье, а сейчас набросилась на нас, и принялась поласкать в потоках снега.

Гребень, казалось, совсем близко. Я висел на станции под карнизом и жался к скале. По рюкзаку непрерывно проезжали пылевые лавинки. На лицо налип слой снега. Во мгле показался напарник.

- Макс, на гребне лежачая ночёвка, тепло и девочки! Потерпи немного!

От станции полез влево-вверх. Там не было снежного карниза. Метров через 15 подумал, что неплохо бы закрутить бур, иначе, если я вдруг подскользнусь, ничего хорошего нам не светит. Попытался докопаться до льда, но тщетно: он был где-то совсем глубоко. Ладно, лезем так.

Перебрался через кромку гребня. Там лёд. Сделал станцию, и подумав, что мой напарник вылезет ещё нескоро, принялся срубать гребень чуть в стороне.

Минут за 40 сделал полку. Макс к тому времени вылез наверх, смаркировал ненужную часть верёвки, снял часть железа и приготовился ставить палатку. Однослойные палатки в таких ситуациях просто спасение. Если бы нам пришлось ставить сначала внутреннюю часть, потом натягивать тент, то, я почти уверен, на таком ветру от нас что-нибудь улетело бы. В палатку я попал около 11 вечера. Ночь лёжа, без ботинок и касок. Почти курорт.


Траверс до вершины совсем не пешеходный: карнизы и крутые склоны не располагают к прогулкам. На вершинный купол выходить не стали, уж больно он напоминает карниз. Зато чуть ниже нашли пустой вершинный тур. Сфотографировались и пошли вниз.


Видимость была около 20 метров, так что шли практически на ощупь. В какой-то момент всё раздуло, и на минуту открылся цирк под нами.

Я помнил, что в описании спуска фигурировали гребень и кулуар. Поэтому, как только мы дошли до кулуара, отходящего от гребня в нужную сторону, сразу свернули в него. Опять же по описанию спусковая 4А практически пешеходная.


Мы же вешали верёвку за верёвкой, и иначе спускаться не хотелось. Когда впереди вместо ледового склона показалась скальная ступенька мы полностью убедились в том, что где-то промахнулись. Выгребать назад желания не было, так что я достал скальное железо и приготовился набивать станции. Но обошлось, на скале пришлось организовать всего две. После ступеньки повесили ещё верёвок 8, и оказались на ровном леднике. Ветер стих, облака развеялись. Спусковой гребень нахально маячил в полукилометре от нас. Чтобы не повторять нашего промаха не поворачивайте в первый кулуар. А ещё внимательно рассмотрите гору в Google Maps, она там хорошо прорисована.

Пересекли ледник (местами встречались закрытые трещины), убрали всё в рюкзаки и через небольшой перевал Он-Тор спустились к своему лагерю.



В общем получилось так: три ночёвки на горе, две на стене, одна на гребне. ИТО уровня А2, не сложнее. Самый крутой лёд - 80°. Самое сложное из того, что я лез лазаньем - 6а.

Для меня это восхождение стало воплощением очередной юношеской мечты. Когда-то в сборниках советского альпинизма я, затаив дыхание, читал о восхождениях на Замин-Карор, Свободную Корею и Джигит. Нужно перечитать сборники, там много хороших идей.
Большое спасибо магазину vertical.kz за предоставленное снаряжение


Любимому Альплагерю Туюк-Су за возможность вести такой ветреный образ жизни


Паспорт восхождения


  • Район, ущелье, номер раздела по классификационной таблице: Тянь-Шань, Терскей Ала-Тоо, 7.10.44а
  • Наименование вершины, название маршрута: Джигит по центру северной стены
  • Категория сложности: 6А
  • Характер маршрута: комбинированный
  • Перепад высот маршрута: 1200 метров
  • Протяжённость маршрута: 1400 метров
  • Средняя крутизна основной части маршрута: 75°
  • Средняя крутизна всего маршрута: 60°
  • Использовано на маршруте:
    крючьев - 90 штук
    закладных элементов - 100 штук
    ледобуров - 18 штук
    шлямбурных стационарных - 15 штук, в том числе для ИТО - 5 штук
  • Оставлено крючьев на маршруте - нет
  • Ходовых часов команды: 40, 3½ дня
  • Руководитель: Белоцерковский Кирилл Александрович, КМС
  • Участник: Тен Максим Валентинович, КМС
  • Тренер: Скопин Артём Алексеевич, МС
  • Выход на маршрут: 28 июля 2014 в 4 часа утра
  • Выход на вершину: 31 июля 2014 в 12 часов дня
  • Возвращение в базовый лагерь: 31 июля 2014 в 18 часов
  • Организация: ФАиС РК

Общее фото вершины

Характеристика района и объекта восхождения

Хребет Терскей Ала-Тоо находится на северо-востоке Кыргызстана и ограничивает с юга Иссык-Кульскую котловину. Средняя высота хребта - 4500 метров над уровнем моря, а максимальная - 5281 метр (пик Каракольский). Протяжённость хребта в широтном направлении около 400 километров. Хребет Терскей Ала-Тоо занимает второе место (после Меридианального хребта) по оледенению на Тянь-Шане. Площадь оледенения тут составляет 1081 квадратный километр. Массивное оледенение и близость большого озера являются причинами нестабильной погоды в районе.

Пик Джигит (5170 метров) - вторая по высоте вершина района - расположен в верховьях реки Культор. Самый простой маршрут - по западному гребню (С. Сильченко, 1966 год) 4А. Он же является спусковым.
Наибольший интерес представляют северная и северо-западная стены. И если по северо-западной стене проходят маршруты пятой категории, то по северной в основном проходят «шестёрки»: Д. Шарашанидзе 1976 года (первое место на чемпионате СССР в техническом классе), В. Вакурина 1983 года, И. Слесова 1975 года (первое место на чемпионате СССР в техническом классе), А. Рябухина 1965 года. На всех маршрутах скалы чередуются со льдом. Скалы по большей части монолитны.

Трещины часто забиты снегом или льдом. Удобных полок на стене нет, поэтому места ночёвок приходится готовить: срубать лёд, подкладывать камни и т. п. Удобные лежачие ночёвки есть только на гребне.

Маршрут И. Слесова имеет комбинированный характер. Нам часто приходилось переключаться с лазанья по скалам на лазанье по льду и далее на их сочетание в разных пропорциях. Первый старался максимально использовать свободное лазанье на ледовых инструментах. Собственно лазанья в привычном понимании этого слова почти не было. Постоянное использование инструментов на скалах было продиктовано как особенностями рельефа (скалы, залитые льдом), так и непогодой, которая сопровождала нас каждый день.

Первый работал с облегчённым рюкзаком, второй двигался на жумарах и нёс бивачное снаряжение.

Схема маршрута


Техническое описание маршрута

Подход от места ночёвки по открытому леднику в направлении правой части ледопада в нижней части стены. Проход в ледопаде, после длительного наблюдения, выбрали с вечера, так как он представляет собою определённую трудность. Связались перед началом пологого ледового склона. Ледопад старались пройти максимально быстро, по пути встречались свежие обломки льда.


  • R1-R2 Выход на ледовый склон под бергшрундом. Сначала по крутому льду, покрытому толстым слоем рассыпчатого снега, затем траверсом влево по ледовой полке.
  • R2-R3 Подход по простому льду под бергшрунд.
  • R3-R4 Преодоление бергшрунда. Нависающая ледовая стенка, местами покрытая толстым слоем рыхлого снега. В снегу пришлось копать траншею, используя ледобуры для организации ИТО.
  • R4-R5 Движение вправо-вверх в направлении крутого ледового кулуара.
  • R5-R6 По чередующимся стенкам и полкам под внутренний угол с ледовым подтёком. По нему-сложный драйтулинг/ИТО вверх.
  • R6-R7 Вправо-вверх по стенкам-полкам, залитым льдом, в направлении внутреннего угла. Слева от него, судя по шлямбурам, можно ночевать.
  • R7-R8 Сложное лазанье по внутреннему углу.
  • R8-R9 Лазанье/ИТО по углу вверх. Начала портиться погода: пошёл снег, задул ветер.
  • R9-R10 К верху угол выкручивается. В основном ИТО. Станция на местном шлямбуре, сблокированном с чем-то своим.
  • R10-R11 По ледовой полке и скальному внутреннему углу на верхушку откола. Там полка 1×1½метра. Неудобная сидячая ночёвка.
  • R11-R12 Спуск на ледовую полку, траверс вправо. Далее движение вверх по внутреннему углу со льдом. Холодно. В основном ИТО.
  • R12-R13 Чередование стенок-полок со льдом. Лазанье относительно несложное.
  • R13-R14 Уверенное ИТО вверх по стенке справа от карниза.
  • R14-R15 Вверх до выхода на выполаживание. Пошёл снег.
  • R15-R16 Движение вверх по умеренно сложным скалам, залитым льдом.
  • R16-R17 То же самое.
  • R17-R18 Через скальную ступень на ледовый гребешок.
  • R18-R19 По простому ледовому склону вверх до скал. К этому времени видимость упала до 10 метров. Сильный ветер, обильный снегопад. Всё располагает к ночёвке.
    Вырубили полку во льду (по ходу согнув лопатку на одном из инструментов). Полулежачая ночёвка.
  • R19-R20 По наиболее логичному рельефу движение вверх.
  • R20-R21 Немного влево-вверх к нависающей стенке со шлямбурной дорожкой. После неё траверс вправо, затем по крутому внутреннему углу вверх.
  • R21-R22 Влево-вверх по крутой стенке на разрушенные (но спаянные льдом) скалы. Возможно, этот участок можно обойти, если уйти от станции вправо, а не влево.
  • R22-R23 Лазанье по крутым, иногда нависающим скальным перьям, вмёрзшим в лёд. Несмотря на крутизну, лазанье не слишком сложное. Драйтулинг.
  • R23-R24 По пологим скалам вправо-вверх. По дороге встретился старый шлямбур. Станция чуть ниже скального гребешка. Погода начала портиться.
  • R24-R25 По скальному гребешку и далее по скалам, залитым льдом.
  • R25-R26 По скалам, покрытым льдом и снегом, вверх под небольшой карниз. Очень сильный ветер, снегопад. Видимость сильно ограничена. Через карниз постоянно проходят пылевые лавины.
  • R26-R27 Из-под карниза влево-вверх по скальному внутреннему углу и далее по крутому снежно ледовому склону до гребня. На склоне ни разу не удалось докопаться до нормального льда, так что страховку организовать не вышло. На гребне вырубили небольшую полку и установили палатку. Удобная лежачая ночёвка.
  • R27-R28 В условиях плохой видимости 200 метров по снежно-ледовому гребню с карнизами до короткой скальной ступени.
  • R28-R29 Спуск 5 метров.
  • R29-R30 250 метров по гребню с огромными карнизами до вершинного купола. На высшую точку выходить не стали, в виду того что она, скорее всего, карниз.

Тактические действия команды

28 июля в 4 часа утра вышли на восхождение. Прошли ледопад и начали работать на маршруте, который представляет собою крутые скалы, перемежающиеся участками льда. Всю вторую половину дня шёл снег, сопровождающийся ветром. К 18 часам непогода усилилась, и мы приняли решение встать на ночёвку. Ночевали сидя в палатке на маленькой полке (1×11/2метра).

29 июля весь день шёл снег, но несмотря на это, к 19 часам достигли снежно-ледового гребешка перед началом второй крутой скальной части. Для организации ночёвки пришлось срубить часть ледового гребня. Спали полулёжа.
30 июля большую часть дня стояла удовлетворительная погода. Благодаря этому и тому, что рельеф, несмотря на сохранившуюся крутизну, стал проще, нам удалось достичь гребня. На гребень выбрались в глубоких сумерках и в условиях очень сильной непогоды. Срубили часть гребня, установили палатку.

31 июля по гребню с большими снежными карнизами достигли вершины. Сфотографировались и приступили к спуску. Через 5 часов были на леднике. Через перевал Он-Тор дошли до своего лагеря под стеной, где встали на ночёвку.

Техническая фотография маршрута