Алеуты где живут на карте. Командорские алеуты

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

Общие сведения

АЛЕУТЫ - народ немногочисленный. По переписи 2010 года на Командорских островах (Россия) проживают всего 482 алеута. Есть еще американские алеуты. Их около двух тысяч человек, и проживают они на Алеутских островах и на Аляске. В середине XVIII века численность алеутов достигала 15 тысяч человек.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык.

Алеутский язык относится к эскимосско-алеутской семье языков. Наибольшее влияние на алеутский язык в области лексики оказал русский язык. Заимствований из русского языка насчитывается очень много. Большинство слов было заимствовано для обозначения новых предметов обихода, блюд, одежды и т. п. Много слов проникло в алеутский язык в связи с принятием православия.

Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках. Море и морское побережье давали алеутам все необходимое для жизни. Ритм жизни моря: его приливы и отливы, подход к берегам косяков идущей на нерест рыбы и стремящегося к береговым лежбищам морского зверя, весеннее оживление птичьих базаров, появление на отмелях моллюсков и водорослей - все это определяло ритм жизни и занятия алеутов в течение года.

Умение предсказывать погоду жизненно важно для обитателей островов, и алеуты умеют это делать в совершенстве. Вид водной глади, форма волн и облаков многое могут сказать опытным наблюдателям, какими были алеуты. До сих пор алеутские секреты прогнозирования погоды не разгаданы.

Хозяйство и быт

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 г. Алеутских о-вов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733 - 1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения.

Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой - с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 - 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам - они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно. С 1799 г. Алеутские о-ва и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских о-вов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков нынешних.

В дальнейшем население Командорских о-вов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 г. их было уже 110 человек. В 1900 г. на о. Беринга проживало 279 алеутов, а на о. Медном - 253 выходца с Атау. Ныне на Командорах обитает 550 алеутов.

Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 г. признаны российскими подданными. В 1867 г. Алеутские о-ва вместе с Аляской были проданы США.

В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 г. острова арендовали различные торгово-промышленные компании. Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 г. их население работало на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей - на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного.

Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья. Важную роль в морской охоте играли байдара - деревянная, плоскодонная каркасная лодка, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник.

Управляли ею двухлопастным веслом (прообраз спортивной байдарки). С появлением огнестрельного оружия стали делать двухключные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие). Распространились и некоторые не характерные для материковой культуры алеутов элементы: так, на о. Беринга появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на о. Медном - короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили, вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей. Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из 2-4 больших полуземлянок (улягамах). Выбирались высокие, открытые места, чтобы оттуда удобно было наблюдать за ходом морских животных и за приближением врагов.

Полуземлянки строили из плавника, а сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружались нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX в. традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крыша, сделанные из жердей и досок, обкладывались дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени.

Освещались жилища жировыми лампами, иногда ставились печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства. Традиционной одеждой была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой.

Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Появился и новый тип одежды - бродни - штаны из сивучьих горл, ка которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие самлши их кожи морских животных.Обувь - торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили русскую одежду.

Промысловыми головными уборами служили деревянные шляпы конической формы (у вождей-тоёнов) либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Такие шляпы выдалбливали из цельного куска дерева, затем распаривали, придавая нужную форму, и расписывали в яркие тона, создавая причудливый орнамент. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску.

На вершину задней пластинки, служившепй одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы длиной до 50 сантиметров. Количество их зависело от охотничьего достоинства владельца и свидетельствовало о числе добытых моржей. Эти головные уборы носили только мужчины. Празднично-обрядовыми головными уборами были шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства - ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных. К середине ХVIII в. население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим самоназванием и диалектом. Предположительно, это были племена, состоявшие из родовых общин - объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял вождь (тоён), он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль за другими угодьями. Как военный глава, вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников. У алеутов имелись рабы (калга) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности группы, в войнах.

За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу. Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака - древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин и нормами матрилинейности (от лат. mater - мать и linea - линия: счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross - крест и франц. cusin - двоюродный брат: браки на двоюродных братьях и сестрах - пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus - брат матери), - обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

В ХIХ в. родовые общины распались. С принятием христианства к середине ХIХ в. исчезли в основном калым (выкуп за жену) и заменяющая его отработка за жену (муж 1-2 года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания. Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева иптичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.

Среди алеутов было распространено шаманство, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia - колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца. Умерших хоронили в сидячем положении.

В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали. Один из основных праздников - праздник зимнего солнцестояния - сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски. В конце ХVIII в. алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык.

Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках. Фольклор недостаточно изучен, поскольку фундаментальных исследований не вели, Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены были мифы о духах животных-покровителях и этиологические (касающиеся причин различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания - о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатирические сюжеты - об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, о сожительстве героя с женой двоюродного брата, о враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара. Хищническая эксплуатация промыслов американскими и русскими компаниями привела к обнищанию местного населения, подрыву основ традиционной культуры. В конце ХIХ в. рост численности населения затормозился, болезни и алкоголь привели к увеличению смертности. К 1920-м гг. обнищание командорских алеутов достигло предела.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 г. зверосовхоза, выделение в 1928 г. Командорских о-вов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 г. начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке. С 1969 года алеуты в основном живут в с. Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.

АЛЕУТЫ (самоназвания - унанган, унангас; буквально - жители побережья), один из эскимосско-алеутских народов на северо-западе США и северо-востоке России. Живут в основном на Командорских (село Никольское на острове Беринга) и Алеутских островах, юго-западе Аляски и прилегающих островах.

Численность в России 540 человек (из них 464 человека - в Камчатской области; 2002 год, перепись), США - 2,5 тысяч человек (2000 год, оценка). Относятся к арктической расе. Говорят на алеутском языке, есть носители медновско-алеутского языка. В США говорят также на английском языке, в России большинство перешло на русский язык. Верующие - православные, с 1993 года появились приверженцы Церкви Полного Евангелия (близки к пятидесятникам).

Обособление алеутов от эскимосско-алеутской общности происходило, по-видимому, на Алеутских островах в 6-3-м тысячелетиях до нашей эры. Численность в доконтактный период 12-15 тысяч человек. С середины 18 века испытывали влияние русских, с 1799 года находились под управлением Российско-Американской компании, были обращены в православие, распространились письменность, школьное обучение. В 19 веке часть алеутов была переселена компанией на Командорские острова и острова Прибылова. После перехода Алеутских островов к США (1867 год) американские алеуты находились под управлением военной администрации, с 1915 года - Бюро по делам индейцев.

Численность алеутов резко упала в конце 19 - начале 20 веков. В СССР в 1926 году был создан Туземный совет (с 1932 года - Алеутский национальный район, с 1996 года - Алеутский район). До середины 20 века алеуты делились на восточную (уналашкинскую) и западную (аттовскую) группы. Во время 2-й мировой войны (после захвата японцами острова Атка) аттовские алеуты были вывезены американцами на Аляску, в 1946-48 годах возвращены на Алеутские острова (остров Атка). С середины 20 века численность алеутов возрастает, в 1960-е годы в США началось движение за возрождение алеутской культуры, возникла Алеутская лига, входящая в Федерацию коренных народов Аляски, с 1971 года хозяйственными проблемами занимается Алеутская региональная корпорация. Современные алеуты США заняты на котиковых промыслах, работают по найму в рыбоконсервной промышленности. Командорские алеуты занимаются рыболовством и зверобойным промыслом, огородничеством и животноводством. В 1990-х годах возникли Ассоциация алеутов «Анасарко» и Международная ассоциация алеутов.

Основные традиционные занятия - зверобойный промысел и рыболовство. Зимние жилища (до начала 19 века) - полуземлянки, освещаемые и отопляемые жировой лампой, со светодымовым отверстием в кровле, служившим также входом (наверх забирались по бревну с зарубками). У восточных алеутов были известны большие полуземлянки (улагамах, в русской литературе улягам) для большесемейных общин (по 10-40 малых семей). Поселения управлялись вождями (тукух, позднее - туйунах, тоёны) и советами старейшин. Сохранялись элементы материнских и отцовских родовых отношений, полигамия, выкуп и отработки за жену, гостеприимный гетеризм, кросс-кузенный брак, авункулат. К середине 18 века существовали социальная дифференциация, военная организация, домашнее рабство. Традиционная религия - вера в духов, охотничья магия, шаманизм. Практиковалась мумификация умерших.

Основной праздник - зимнего солнцестояния. Ко времени прихода русских были распространены героический эпос, богатырские и мифологические сказки, в том числе из цикла о Вороне. В музыкальном творчестве выделялись близкие к эскимосским врачевательные и семейно-бытовые песни, для которых характерны звукоподражания и вокальное интонирование, опирающееся на речевые формы (диапазон - в пределах квинты). Алеуты Алеутских островов заимствовали у русских наигрыши на балалайке, гармонике, у американцев - танцы в стиле кантри, на Командорских островах распространены кадрили, русский городской романс, частушки (до середины 20 века), исполняемые на алеутском языке под гитару и гармонику. Популярны танцы типа баланс, объединяющие элементы разных традиций.

Были развиты резьба по дереву и кости (украшения, амулеты, фигурки животных и людей, деревянные маски для ритуальных танцев и погребальные), гравировка по кости, узорное полихромное плетение из травы, так называемое шёковое, по технике близкое к ткачеству (циновки, утварь), орнаментальная и сюжетная (изображения животных, бытовые и охотничьи сцены) роспись по дереву (древки дротиков, охотничьи шляпы и др.).

Отличительную черту охотничьего костюма (особенно с середины 18 века) составляли мужские деревянные конические шляпы, надевавшиеся поверх капюшона камлейки: с удлинённым козырьком, украшенные полихромной росписью, резными костяными бляшками, перьями, сивучьим усом и другим; на макушке помещалась костяная фигурка зверя или птицы. Форма и орнамент зависели от социального статуса владельца. Крупные криволинейные орнаментальные мотивы алеутских шляп некоторыми учёными возводятся к древнеберингоморской культуре и через неё к древнему искусству народов нижнего Амура, Восточной и Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии.

Лит.: Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов. Л., 1975; она же. Алеуты: Очерки этнической истории. Л., 1987; Laughlin W.S. Aleuts: Survivors of the Bering Land Bridge. Ν. Y., 1980; Lantis М. Aleut// Handbook of North American indians. Wash., 1984. Vol. 5.

Н. А. Лопуленко, Н. А. Татаренкова; В. И. Лисовой (устное творчество).

   Численность – 702 человека (на 2001 г.).
   Язык – эскимосско-алеутская семья языков.
   Расселение – Камчатская область.

В России алеуты живут на Командорских о-вах (о-ва Медный, Беринга), большая же часть их (2 тыс. человек) – в США (Аляска, Алеутские о-ва). Численность их в середине XVIII в. достигала 12–15 тыс. человек.

Язык предположительно обособился 3–4 тыс. лет назад и представлял собой один из древних диалектов эскимосского языка. На о-ве Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на о-ве Медном образовался новый диалект на основе аттовского диалекта и русского языка. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга. Первая грамматика алеутского языка была составлена в начале XIX в. на основе кириллицы. Название «алеут» дано русскими и впервые встречается в документах 1747 г., предположительно происходит от чукотского алиат – «остров», алиут – «островитяне» или от аллитхух – «отряд, войско, община» (есть также предположение, что это видоизмененное слово алут, которым называли жителей пос. Алюторский на восточном побережье Камчатки). Этноним (от греч. ethnos – народ, onyma – имя: самоназвание народа) медновских алеутов – сасигнан, саскинан, беринговских – унанган, негосис, негогахвс. Название «алеуты» укоренилось в начале XX в.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 г. Алеутских о-вов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733–1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000–4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов , по другим источникам – они выделились в самостоятельный этнос (от греч. ethnos – народ) достаточно давно.


С 1799 г. Алеутскими о-вами и прилегающей к ним частью Аляски управляла Российско-Американская компания. Для освоения необитаемых Командорских о-вов компания переселила туда часть алеутов. В дальнейшем население Командорских о-вов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками с о-ва Атки и из Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 г. их было уже 110 человек. В 1900 г. на о-ве Беринга проживало 279 алеутов, а на о-ве Медном – 253 выходца с о-ва Атту. Ныне на Командорах обитают 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак (в России XV–XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера шел главным образом пушниной). С 1821 г. признаны российскими подданными. В 1867 г. Алеутские о-ва вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 г. острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

  Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 г. их население продолжало работать на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) – связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали пернатых и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна – метательного копья на длинной веревке, сивучей и моржей промышляли на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком – надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2–3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок – деревянных дощечек 50–70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

   Сумочки из трав (конец XIX – начало XX в.)

Важную роль в морской охоте играли байдара – плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк – закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. С появлением огнестрельного оружия стали делать двухлючные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые нехарактерные для культуры алеутов приспособления для передвижения. На о-ве Беринга, например, появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на о-ве Медном – короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили и вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка – широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей.

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек, и состояли из 2–4 больших полуземлянок (улягамах). Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри, вдоль стен сооружали нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX в. традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку – выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.


1. Парка из шкурок птиц
2. Камлейка из сивучьих кишок для промысла

Традиционной одеждой была парка – длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку – глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды – бродни – штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса – мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

   Головные уборы поражают формой, раскраской, рисунками, резьбой, цветной гравировкой на них

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей – тоёнов) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины.

   Для ритуальных головных уборов использовали мех нерпы, кожу, олений волос, трахею сивуча, клювы топорков

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства – ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, усов морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

К середине ХVIII в. население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим названием и диалектом. Предположительно, это были племена, состоявшие из родовых общин – объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял тоён. Он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль за другими угодьями. Как военный глава вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.

   Орнаменты: 1, 3 - узоры на плетеном мешке; 2 - на табакерке; 4 - 5 - вышивка цветными нитками; 6, 7 - узоры на плетеных корзинах; 8 - 17 - на церемониальных и обрядовых головных уборах

У алеутов имелись рабы (калга) – в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах. За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу.

Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака (древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин) и нормами матрилинейности (от лат. mater – мать и linea – линия: счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross – крест и франц. cusin – двоюродный брат: браки двоюродных братьев и сестер – пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus – брат матери) – обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

В ХIХ в. родовые общины распались. С принятием христианства к середине ХIХ в. в основном исчезли калым – выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж 1–2 года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.

   С птичьими перьями, шкурками и изображениями птиц были связаны магические обряды

Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавали по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов было распространено шаманство , в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо анимизма и шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia – колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

   Корзины из волокон травы

Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

Один из основных праздников – праздник зимнего солнцестояния – сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски.

В конце ХVIII в. алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Характерно, что некоторые аборигены стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

   Мешок из мочевого пузыря животного

Фольклор недостаточно изучен, фундаментальных его исследований не вели.

Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены мифы о духах животных-покровителях и этиологические (объясняющие причину возникновения различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания – о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, далеких путешествиях; сатирические сюжеты – об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, сожительстве героя с женой двоюродного брата, враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.


Хищническая эксплуатация промыслов американскими и русскими компаниями привела к обнищанию местного населения, подрыву основ традиционной культуры. В конце ХIХ в. рост численности населения затормозился, болезни и алкоголь привели к увеличению смертности. К 20-м гг. ХХ в. обнищание командорских алеутов достигло предела. После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 г. зверосовхоза, выделение в 1928 г. Командорских о-вов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 г. начался прирост численности населения, но многие из алеутов оседают на материке. Наряду с традиционными видами хозяйства развиваются новые отрасли – звероводство, животноводство и огородничество. Школьники с. Никольское (о-в Беринга) изучают родной язык. В конце 1960-х гг. открыт Алеутский народный музей, в 1994 г. – фольклорный ансамбль. На русском языке выходят газеты «Алеутская звезда» и «Абориген Камчатки». Передачи Гостелерадиокомпании «Камчатка» систематически рассказывают о деятельности общины алеутов, о народных праздниках, обрядах и обычаях аборигенов.

В 1996 г. Камчатский центр национальных культур объединил все национальные общины и областную Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера в Ассоциацию командорских алеутов. С 1999 г. она называется Ассоциация алеутов «Ансарко».

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

   КНИГИ ОБ АЛЕУТАХ
  Алеуты: Народы Америки //Серия «Народы мира». М., 1959. Т. 1.
  Бенк Т. Колыбель ветров. М., 1960.
  Конопацкий А. Легенда о древе жизни //СЭ. 1976. № 6.
  Ляпунова Р.Г. Алеуты. Очерки этнической истории. Л., 1987.
  Ляпунова Р.Г. Очерки по этнографии алеутов. Л., 1975.

Алеуты

(Самоназвание: - унаңан / унанган/ unangan)

Взгляд из прошлого

В.И.Немирович-Данченко, "Страна Холода", 1877г. :

Это - терпеливое, мужественное и честное племя. Собственность между ними неприкосновенна. Они не только не запирают ничего у себя, но имущество и посторонних людей - вполне обеспечено. Нет между ними и убийств. Самые ужасные страдания не вырвут у алеута стона или вопля. Попав в капкан, алеут будет неподвижно ждать, пока из его ноги не вынут глубоко вошедшие в тело зубцы. Алеут совершенно бесстрашен. Он считает за крайнее неприличие удивляться чему бы то ни было. Его ничем не обрадуешь, ничем не испугаешь, ничем не вызовешь в нем сильного впечатления. Алеут сохранил благородную гордость до такой степени, что считает оскорблением не только обидное слово, но и пренебрежительный взгляд. Он свято держит данные им обещания и никогда не лжет.

Больше всего алеуты любят водку и табак. Особенно же последний. Они смешивают его со стружками сосновой коры и вполне отдаются этому наслаждению, зажмуривая глаза. Трубка обходит круг собеседников. Ожидающие ее наслаждаются созерцанием приятных ощущений того, у кого в руках она находится в данный момент.

Не особенно развитый в умственном отношении, алеут отличается необыкновенною переимчивостью. Он с удивительною легкостью способен усвоить себе ремесло, виденное им вскользь. Таким образом, между ними, в последнее время явились столяры, плотники, кузнецы, слесаря и сапожники. Были даже примеры, что из алеута выходил недурной местный живописец. Большая часть мужчин-алеутов говорит хорошо по-русски, впрочем теперь, с уступкою этих земель американцам,– между ними развивается изучение английского языка.

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

- Алеуты обладают исключительным талантом подражания, а их способности настолько развиты, что они быстро переняли у русских все ремесла, которыми эти последние занимаются на глазах у алеутов. Они крайне ловко повторяют характерные черты и курьезные ужимки тех людей, которые находятся с ними в контакте. Алеуты проявляют большой вкус к чтению и кажутся способными воспринимать абстрактные понятия, как, например, начала математики. Но несмотря на эти способности, а также прекрасную память и живое воображение, алеуты, конечно, не могут равняться с представителями народов, у которых цивилизация насчитывает уже много поколений.

Современные источники

Общие сведения

Алеуты - коренное население Алеутских островов, о-вов Шумагина, а также западного берега Аляски вплоть до реки Угашика на севере.

К моменту прихода русских, т. e. в середине XVIII века, алеуты насчитывали до 15 тыс. человек.

Однако, из-за занесенных на их территории эпидемий и голода наступившего в результате варварского уничтожения промысловой базы, к 1820 году их численность упала до 2 тыс. человек .

Сегодня большая часть живёт в США (Аляска), часть - в России (Камчатский край).


В 2010 году в США по разным оценкам насчитывалось более 17000 алеутов (из них более 2000 человек-носителей языка).

В том числе на Аляске (на Алеутских островах ) - 10 708 человек, в штате Вашингтон - 2273 человек, в Калифорнии - 998 человек, в Орегоне - 479 человек и др.

Алеуты входят в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации; при этом их численность на территории России в 2002 году составляла 540 человек, в 2010 году - 482 человека.

В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края .

Из них в крае - 401 чел., где они в основном проживают в селе Никольское (294 человека) - единственном населённом пункте на острове Беринга и во всём районе (с 1970-х годов).

Составляют 37,1 % населения Алеутского района по переписи 2010 года.

Происхождение

Долгое время существовали две гипотезы их происхождения.

Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой - с Аляски.

Г. В. Стеллер высказывался за азиатское происхождение алеутов; в качестве основного аргумента он рассматривал сходство, которое, по его мнению, имеется у алеутских шляп из древесной коры и шляп ительменов и коряков.

Возражая против азиатской гипотезы, известный американский исследователь Аляски В. Долл полагал, что при тех средствах передвижения, которыми располагали алеуты, их переезд алеутов из Азии на острова представляется невероятным.


Американское происхождение алеутов предполагал и В. И. Иохельсон, аргументируя эту гипотезу сходством культуры алеутов с культурой индейцев северо-западного побережья Америки: «Сюда относятся употребление втулок (как украшений), раскраска лица и некоторые другие приёмы украшения.

В общем можно сказать, что особенности материальной и духовной культуры, а также физический склад алеутов указывают на их тесную связь с обитателями Америки, а не Азии».

А. Грдличка считал, что первыми жителями Алеутских островов были праалеуты (англ. Pre-Aleuts), которых примерно в 1000 году до н. э. сменили предки нынешних алеутов, пришедшие с Американского континента и продвигавшиеся на запад вдоль островной цепи.

Позднейшие археологические раскопки подтвердили смену населения островов в это время.

Что касается времени отделения алеутов от эскимосов и выделения их в самостоятельный этнос, то это, по мнению ряда авторов, произошло примерно 8000 лет назад.


В 1877 году, характеризуя антропологический тип алеутов, русский путешественник В. И. Немирович-Данченко писал: «Широкое, плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольской, чем с американской расой».

Он отмечал также, что цвет тела и лица у алеутов - белый, что отличает их от более смуглых чукчей и эскимосов.

По современным представлениям, алеуты относятся к арктической расе, хотя занимают в её составе особое положение: у них обнаружена примесь южных элементов тихоокеанской ветви монголоидов.

Генетические исследования показали, что алеуты по своему генофонду обнаруживают бо́льшую близость к азиатским эскимосам и чукчам, чем к эскимосам Аляски и коренному населению Камчатки.

Анализ гаплогрупп митохондриальной ДНК у алеутов показал, что у них преобладает древняя гаплогруппа D (в варианте D2a1), широко распространённая среди аборигенного населения севера Американского континента, а также встречается и гаплогруппа A, характерная как для аборигенов Америки, так и для жителей Северной и Центральной Азии.

Это означает, в частности, что по материнской линии вклад европейцев в генофонд алеутов не прослеживается.

Иную картину даёт изучение Y-хромосомных гаплогрупп алеутов: у современных алеутов характерная для европейцев гаплогруппа R преобладает над исконной для аборигенов Америки гаплогруппой Q, так что 85 % Y-хромосом у алеутов имеет европейское происхождение. Следовательно, по отцовской линии генотип алеутов сильно смешан.

Язык

Название «алеут» русского происхождения.

Оно было дано после открытия Алеутских островов и впервые встречается в документах в 1747 г.

Этимология этнонима вызывает разногласия у её исследователей. Если Г. А. Меновщиков выводил название «алеут» из алеутского слова аллитхух ‘команда, община’, то И. С. Вдовин полагал, что этноним имеет чукотско-корякское происхождение - от слова аляв-вытэ ‘те, у кого на голове обод’ (необычные деревянные головные уборы алеутов действительно были в прошлом их отличительной особенностью).

Гипотеза, по которой название «алеут» происходит от чукот. алиат ‘остров’, алиут ‘островитяне’, представляется наиболее убедительной.

Названия локальных групп: жители Ближних стровов - сасигнан, Крысьих - каган, о-ва Атки –нигагин.

Четырёхсопочных - акагаи (т. e. «тамошние»), о-ваУмнака и части о-ва Уналашки - каэлянгин, о-вов Креницына и часть Уналашки - кигиган («северо-восточные»), о-ва Унимака -анимгин, о-вов Шумагина- каган таягангин («восточные люди».)

Алеуты говорят на алеутском языке, в котором обычно выделяют четыре диалекта:

Восточный диалект (бо́льшая часть Алеутских островов: Умнак, Уналашка, Акутан; острова Прибылова; полуостров Аляска);

Западный диалект (остров Атка на западе Алеутских островов);

Беринговский диалект (остров Беринга - Командорские острова), который почти полностью совпадает с западным, но содержит значительно бо́льшее количество заимствований из русского языка;

Медновский диалект (ранее бытовал на острове Медный - Командорские острова, сейчас его немногочисленные носители живут на острове Беринга).

Медновский диалект значительно отличается от всех других.

Сейчас его предпочитают рассматривать как самостоятельный алеутско-медновский язык - смешанный язык, возникший в результате чрезвычайно сильной лингвистической интерференции двух языковых образований:аттуанского диалекта алеутского языка (встречался на острове Атту, самом западном из Алеутских островов, исчез в середине XX века) и русского языка.

В результате его грамматика частично наследует грамматику аттуанского диалекта, частично - грамматику русского языка.

С 1970-х гг. алеутский язык с использованием алфавита на основе латиницы преподается в школах на территории штата Аляска.

В российских образовательных учреждениях он не изучается.

В начале XXI века на острове Беринга на беринговском и медновском диалектах говорило не более 12-15 человек старшего поколения; остальные алеуты перешли на русский язык.

Основная часть алеутов США к этому времени перешла на английский язык; на западном диалекте продолжало говорить 80 человек, на восточном - 420-430 человек (из которых около 375 человек - жители островов Прибылова).

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства составляли зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство, дополнявшиеся собирательством.

Алеутские мужчины охотились с байдар на морских животных, а на суше добывали морских котиков и - зимой - тюленей; в некоторых районах они вели охоту на медведей и карибу.


Калана добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей - на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом.

Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного.

Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек длиной 50-70 см с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом.

Алеуты ловили рыбу, используя длинные удочки, изготавливаемые из водорослей.

К этим прочным и крепким приспособлениям крепились крюки.

Удочки можно было использовать для ловли морской рыбы, такой, как палтус и треска. Речную рыбу ловили при помощи мешкообразных сетей, изготавливаемых из китовых сухожилий.

Охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах.

Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника.

Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями.

Алеутские женщины собирали моллюсков и морских ежей, а также дикие растения - ягоды и травы (последние, в частности, использовались для изготовления разнообразных плетёных изделий).


Важную роль в морской охоте играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом.


До прихода русских оружием алеутов были лёгкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи.

Жилье

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырёх больших полуземлянок (улягамах).

Русские путешественники называли их земляными юртами из выкидного леса, которые начисто были лишены очага.

Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.

Полуземлянки строили из плавника (прибитых к берегу деревьев), сверху покрывали сухой травой, шкурами и дёрном.

В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.


Полуземлянка вмещала от 10 до 40 семей.

Внутри вдоль стен сооружали нары.

Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь.

Летом переселялись в отдельные лёгкие постройки.

В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дёрном.

Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени.

Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи.

Одежда

Традиционной зимней одеждой алеутов была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок.

Поверх неё надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки).

Праздничная одежда (парки и камлейки) по крою не отличалась от повседневной, но её обильно украшали вышитыми полосами, бахромой, ремешками из меха; у мужчин праздничная парка имела высокий стоячий воротник.

Края капюшона и рукавов затягивали шнурками.

Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи.

Мужская и женская одежда была сходна по крою и украшениям.

Позже появился новый тип одежды - бродни (штаны из сивучьих горл), к которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных.

В качестве летней одежды алеуты использовали выношенную зимнюю, однако шили и специальную летнюю - из кишок морских животных и птичьих шкурок.

Нижнего белья как такового алеуты не имели, но использовалась поясная одежда, сшитая из нерпичьих шкур.

Во время промысла для защиты от сырости алеуты в XVIII веке надевали плетёные из травы дождевики (аналогичные ительменским и айнским), а позднее - плетёные соломенные циновки.

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей - тоёнов) либо шляпы без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами.

Их надевали на капюшон камлейки.

Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом.


С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску.

На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя.

В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца.

Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами.

Питание

Традиционную еду алеутов составляли мясо морских животных и птиц, рыба, морские беспозвоночные, водоросли и дикие растения.

На зиму они заготавливали юколу.

Творчество

Алеуты выработали своеобразную художественную культуру.

Метательные дротики, охотничьи луки, головные уборы, маски алеутов одновременно являются образцами самобытного орнаментального искусства.

Искусной резьбой были украшены деревянные оправы для женских ножей, колотушки для глушения рыбы.

Охотничьи головные уборы богато украшались накладными гравированными пластинками, бусами, бисером, сивучьими усами, птичьими перьями, после чего расписывались яркими минеральными красками.

Применение многоцветной росписи по дереву отличает искусство алеутов от искусства других народов крайнего Северо-Востока России.

Наоборот, оно находит параллели в искусстве индейцев Северо-Запада Америки, хотя по мотивам роспись алеутов стоит ближе к орнаменту эскимосов.

Своеобразием отличаются и алеутские изделия из мягких материалов.

Самые разнообразные узоры алеуты создавали из волоса оленя, причём в технике, неизвестной другим народам.

Тщательность исполнения характерна для плетёных изделий алеутов - накидок, циновок, ковриков, мешочков, корзинок; материалом служили стебли дикого гороха и дикого ячменя.

У алеутов имелось немало исторических преданий. Было сложено много песен, важнейшими темами которых были морские промыслы и любовная лирика.

Традиционное устройство общества

У алеутов к середине XVIII века наблюдались социально-имущественная дифференциация при сохранении основ родового строя.

В. И. Немирович-Данченко отмечал, что до прихода русских алеуты подразделялись на три класса: первый включал тоёнов (родоначальников, старших в роде) и других знатных алеутов, второй - свободных людей, третий -калги- военнопленных, играющих временную роль рабов.

Религия
Для традиционных алеутских верований характерно представления Пантеизма о единстве и одухотворенности Мира, личностно-субъективной сознательности его частных проявлений, о душе как жизненной силе.

Бог по-алеутски звучит как Агугум.

Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов.

Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.

В мифологии бытовали представления о разных мирах.

Культовый костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу.

Существовали охотничьи обряды вызывания зверя, особые охотничьи запреты и ношение амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, были обращены в православие.

Особенностью христианизации алеутов было то, что она была начата не миссионерами, а русскими промышленниками.


Постоянное присутствие среди алеутов священников начинается с лета 1824 года, когда на остров Уналашку прибыл И. Е. Вениаминов (свт. Иннокентий), пробывший здесь десять лет.

Считается, что именно Иван Вениаминов крестил алеутов.

Один из алеутов - Пётр Алеут - почитается Православной Церковью в качестве мученика.


Епископом Алеутских островов и Северной Америки в 1898 – 1907гг. являлся будущий Патриарх Московский и Всея Руси, святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин).

История

«Обнаружение» русскими Алеутских островов состоялось в 1741 году, во время «Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции» (1733-1743).

С 1745 года, на протяжении нескольких десятилетий происходили ожесточенные вооружённые столкновения между экипажами русских торгово-промышленных судов и алеутами.


Во второй половине XVIII века ежегодно на Алеутские острова приходили до четырёх-пяти купеческих кораблей и сменявшие друг друга партии русских зимовали на островах по 5-6 лет.

С 1799 года Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией (РАК).

Для освоения необитаемых ранее Командорских островов компания с 1826 года стала переселять туда с близлежащих Алеутских островов промысловых рабочих-алеутов (предков нынешнего населения Командор) .

В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках.

Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки (в 1827 году их было уже 110 человек), остров Медный - выходцы с Атту.

Основной целью Российско-Американской компании было использование алеутов в качестве охотников на котиков и каланов, чьи меха являлись основным источником прибылей.

Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 года признаны российскими подданными (при этом их отнесли к сословию «островитян», а в 1844 году приравняли к «оседлым инородцам»).

В 1812 году служащий РАК Иван Кусков с 25 русскими колонистами и 90 алеутами (наряду с собственно алеутами в число последних входили и эскимосы-алутиик) основал крепость Росс (Форт-Росс) на побережье Северной Калифорнии.

В 1828 году в крепости проживали 25 русских и около 100 алеутов-звероловов; местные индейцы-кашая называли алеутов «подводными людьми», поскольку их лодки-каяки сидели на воде так низко, что казались появляющимися из моря.


В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США, после чего в России алеуты остались лишь на Командорах.

В 1915 году алеуты приравнены к американским индейцам и перешли под опеку Бюро по делам индейцев.

В 1924 году они права американского гражданства.

В июне 1942 года японские войска десантировались на остров Атту, после чего его жители были перевезены на Хоккайдо.

В 1945 году американские власти переселили их обратно, но по соображениям военного порядка, не на родной остров, а на остров Атка, где они растворились среди местного населения.

Начиная с 1960-х годов положение американских алеутов начинает значительно улучшаться (в частности, удалось справиться с получившим ранее широкое распространение туберкулёзом).

В соответствии с принятым в декабре 1971 года «Актом об урегулировании претензий коренных жителей Аляски», в июне 1972 года была создана «Алеутская корпорация».

Одна из 12 региональных корпораций, созданных на территории штата Аляска на этнической основе, имеющая подразделения в каждом селении, где проживают алеуты, и призванная решать вопросы о землях, некогда отчуждённых у коренного населения.

А также заключать государственные контракты, управлять недвижимостью и инвестициями в различные проекты на контролируемой ею территории.

«Акт» признал также права алеутов на «ведение традиционного образа жизни» и предусматривал выплату им компенсаций за отчуждённые земли.

В России, 1882 года, алеуты были заняты на котиковом, бобровом и песцовом промыслах, ловили рыбу и птиц, разводили ездовых собак и занимались огородничеством (репа, редиска, картофель).

С 1871 года котиковый и бобровый промыслы сдавались в аренду различным торгово-промышленным компаниям.

Численность населения островов зарегистрированная в 1899 году: 354 человек на острове Беринга и 283 человека на острове Медном.

В 1928 году Командорские острова были выделены в Алеутский национальный район.

В 1969 году село Преображенское (место проживания алеутов острова Медный) по решению местных властей в рамках кампании по ликвидации «неперспективных» деревень было закрыто, а жители села были перевезены на остров Беринга.

После этого основным местом сосредоточения российских алеутов стало село Никольское на данном острове.


Национальная кухня. Рецепты

Охота на китов издавна была традиционным занятием многих народов – алеутов, гренландцев, камчадалов, скандинавов, чукчей, эвенков, японцев. По осени они заготавливали мясо: вялили, заливали китовым жиром или замораживали – да так, что оно могло храниться почти год.
Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде.

Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир.

Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

Рецепты:

Строганина.

Целую соленую рыбу отмочить в проточной воде, примерно 3-4 дня. Если ее разделать и порезать на куски - процесс происходит быстрее но рыба теряет вкусовые качества. Отделить мясо от костей и шкуры. Порезать на кусочки 1-1,5 см., добавить уксус, перец, лук, можно и зеленый горошек. Перемешать. Все, можно есть, вернее подавать в качестве закуски.

Второй способ аналогичен первому. Свежезамороженную рыбу настрогать или порезать ножом, добавить уксус, соль, перец, лук дать выстояться 1-3 часа и можно есть. Главное условие - рыба должна быть хорошо промороженная: 6-10 часов при температуре -35.. -45 градусов, или 2-4 дней при -10… -20 градусов.

Брюшки в кляре .

У свежей нерки, кижуча, гольца берется брюшко и ребра, кости отделяются, режутся примерно на кусочки по 5-6 см. Делается кляр, на одну рыбину (1,5 -2 кг.) примерно пол стакана муки, одно яйцо (или 2 чайные ложки яичного порошка), добавляется соль, перец по вкусу. Все это разводится молоком или водой (можно и сухое молоко) до сметанообразного состояния. Сковорода с растительным маслом должна быть хорошо разогрета. Кусочки рыбы полностью обмакиваются в кляре, лишнее тесто стряхивается и ложатся на сковородку. Жарится очень быстро. Аналогично жарится и палтус, только толщина кусочков должна быть не более 1,5..2 см.

Юкола .

В основном делают из нерки. Рыбу потрошат, отрезают голову, Разрезают вдоль до самого хвоста но не совсем, получается две половинки соединенные в хвосте. Удаляют хребет вместе с ребрами. Эти две половинки вешают на жерди под навесом. Можно немного подсолить. Высушенная рыба хранится очень долго и сохраняет все питательные вещества.

Пирог рыбный.

На пирог идет треска, нерка, кижуч, голец. Используется пресное тесто. Рыбное филе нарезают мелкими кусочками (1-2 см.) В противень укладывают тесто слоем в 0,5-1 сантиметра. На него примерно таким же слоем укладывают слегка недоваренный рис (можно и картошку сырую), затем слой нашинкованного лука. Затем слой рыбы от 1,5 до 2,5 см. Некоторые хозяйки наоборот - сначала рыба потом рис. Последний слой лука, специи: соль, перец, петрушка (по вкусу). Все это накрывают слоем теста толщиной 0,5 - 1 см. Края защепляют. Получившийся пирог сверху протыкают вилкой раз примерно 10-12, для выхода пара, а то раздуется как колобок. Из остатков теста делают разные украшения и укладывают сверху. Ставят в духовку, время от времени проверяют. Обычно когда оно покроется коричневатой корочкой - значит готово.!

Котлеты из трески .

Мясо трески перекручиваем на фарш. Добавляем в него примерно столько же и перекрученного сала. В этот фарш добавляем лук, картошку. Перец, зелень и соль по вкусу. Обжариваем котлеты до появления корочки. Потом все это кладем в кастрюлю, грамм 100-150 воды или какой ни будь подливы, и парим.

Чимигин - алеутские «семечки».

Моллюски. Морские улитки диаметром от 1 до 2,5 см. В прибойной полосе ими усыпаны все камни. Берется железная посудина, засыпаем в нее улиток, набирается тут же морская вода, варим их примерно 3-5 минут. Самое главное: нужна иголка или что-то наподобие, чтобы выковыривать их из раковин. Похоже на мясо краба или кальмара- это уж кому как. Очень вкусно. И занятие на долгое время. Дети просто в восторге, когда им на берегу моря сваришь этих «семечек». И действительно, иной раз так увлечешься этими «семечками», что с удивлением заметишь груду пустых раковин возле себя.

Утка в походных условиях .

Разводим костер на крупной гальке. Ощипываем утку, потрошим. Сердце и прочий ливер укладываем внутрь. Соль, специи по вкусу. Если есть картошка - туда же. Сгребаем костер в сторону, в ямку - утку, сверху засыпаем горячей галькой. Сверху остатки костра - пусть прогорает минут 20 - 30.

Соленые ласты .

Ласты нерпы, котика обрезают по первый сустав. От шкуры не очищают. Укладывают в бочку, заливают крепким тузлуком (соляной раствор), ставят под гнет. Если их нужно заквасить то соли используют не много. Есть можно через пару месяцев. Котиков забивают в основном молодых, мясо у них рыбой почти не пахнет.

Свежие ластики

Ласты морского котика варят вместе с картошкой в «мундирах». Едят с картошкой. Горчица или чеснок по вкусу.

Тачи - лопатки морского котика.

Лопатки слегка подсаливают, натирают чесноком и перцем. Ставим их в духовку на противне. Минут через 20-30 можно есть. От обычного мяса отличается очень нежным вкусом. Нет не жил ни прочих атрибутов обычного мяса. Цвет темно-коричневый.

Сольтисон по-алеутски .

Из нерпы, котика извлекают желудок вместе с пищеводом. Выворачивают, соскабливают слизь и прополаскивают. Выворачивают в изначальное положение. Надувают, завязывают, вывешивают на ветерке. В высушенный желудок укладывают слоями юколу и нерпичий жир. Жир нарезают полосками. Завязывают и вешают в погребе. Через 2-3 месяца юкола пропитывается жиром, становится мягкой и готова к употреблению. В этих же желудках квасят и ластики, также добавляя нерпичий жир. Вообще-то перетопленный нерпичий жир при нормальной температуре остается жидким как растительное масло.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой — с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 — 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам — они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно.

С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках.

Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном — 253 выходца с Атау. Ныне на Командорах обитает 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах.

Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи: они платили в казну ясак, а с 1821 признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 году зверосовхоза, выделение в 1928 году Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке. С 1969 года алеуты, в основном, живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.

Религия алеутов.
Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia — колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведённые на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

Хозяйственная деятельность алеутов.

Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 их население работало на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок — деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.