Мар саба монастырь. Поход в монастырь Мар Саба - Лавра Саввы Освященного (19.10.2013) - Занимательный Израиль — LiveJournal

Монастырь св. Саввы Освященного в Иудейской пустыне (Основан в конце V века).

После того как паломники мужчины входят в узкие врата центрального входа, который открыт по строгому уставу только для мужчин, то по достаточно крутой лестнице они попадают в открытый двор перед часовней-усыпальницей преп. Саввы, построенной еще в VII веке.

В монастыре преп. Саввы Освященного.

Женщины в это время остаются перед входом в Лавру и к ним выходит монах, послушание которого состоит в том, чтобы вынести женщинам мощи святых отцов Савваитов, угостить чаем или кофе, а также раздать информационные буклеты с историей Обители и ее святынь.

Под площадью двора находятся погребальные пещеры братской усыпальницы для насельников обители. Усопшего кладут на каменное ложе под полом - особая плита покрывает это место - и когда тело истлевает, кости собираются в общую усыпальницу . Над входом в часовню виднеется надпись по-гречески Ο τάφος του αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы).

Часовня над кенотафом преп. Саввы Освященного

Внутри часовни находится кенотаф преп. Саввы с датой 5 декабря 532 года. Интерьер часовни украшает иконография в византийском стиле, связанная с житием преп. Саввы Освященного.

Икона преп. Саввы с образами двух львов (агресивного и смиренного).

Удивительна иконография святого Саввы и льва, напавшего на старца в пустыне.

Кенотаф преп. Саввы Освященного в часовне,

где он был похоронен в 532 году

С западной стороны часовни, прямо в скале, находится самый древний храм Обители - пещерная церковь святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

Богозданный пещерный храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца

В нем в южном приделе находится мартирион-костница, где собраны кости мучеников монахов, пострадавших от нашествия персов в 614 году, а также сарацин, мусульман и мамлюков в период VII-XIII веков. В левом приделе находятся главы святых отцов-монахов, принявших мученическую смерть, черепная часть глав которых имеет форму креста.

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа

в Богозданном храме святителя Николая Чудотворца

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа,

отмеченные крестом в лобной части черепа

Центральный собор Лавры освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в 502 году.

Центральный вход в кафоликон и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

В нём справа, в отдельной стеклянной раке почивают мощи преп. Саввы Освященного после возвращения в 1965 году из Венеции в результате переговоров Патриарха Константинопольского Афинагора и Папы Римского Иоанна Павла VI.

Фото П.В. Платонова

Мощи преп. Саввы Освященного в храме Благовещения Пресвятой Богородицы

Фото В.В. Шелгунова

После нашествия персов и нависшей в последующем времени опасности прихода мусульманских завоевателей, мощи святого были перенесены в Константинополь. В Венецию мощи святого Саввы попали в 1256 году во время разграбления крестоносцами Константинополя, когда в массовом порядке вывозились в западную Европу православные святыни. Затем после переговоров в 1965 году, католики в качестве жеста доброй воли передали мощи св. Саввы из Венеции сначала в Рим, затем в кафоликон Храма Гроба Господня в Иерусалиме и уже оттуда в Лавру, где святые мощи были закрыты под стекло в соборе Благовещения и опечатаны сургучной печатью патриарха Иерусалимского Венедикта. Здесь, под красивой резной деревянной сенью, мощи преп. Саввы Освященного, облаченные в схимнические одежды инока-монаха почивают по сей день.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы 502 года

Ручной резьбы иконостас собора Благовещения XVI века, принесенный сюда из базилики Рождества Христова в Вифлееме, имел до недавнего времени царские врата с изображением четырех Палестинских святых: преподобных Саввы, Харитона Евфимия и Иоанна Молчальника, однако в XXI веке иконы были заменены на более новые образа.

Иконостас храма Благовещения Пресвятой Богородицы

В храме находятся чтимые иконы «Акафистная икона» Божией Матери и «Верую» , а также образ иконы Божией Матери «Троеручица», пожертвованной в 2007 году из Афонского Хиландарского монастыря.

Акафистная икона Божией Матери

Из центрального входа, вверх по лестнице, в восточном направлении, имеется выход на балкон, откуда открывается чудесный вид на Кедронское ущелье, дно которого к сожалению загрязнено сточными водами потока канализации, сбрасываемыми как с территории государства Израиль с восточного Иерусалима, так и с территории Палестинской национальной администрации по дну Кедронского потока.

Кедронское ущелье, по дну которого идут

сточные воды канализации из Восточного Иерусалима

Фото В.В. Шелгунова

До середины ΧΧ века никаких сточных вод на дне Кедронского ущелья не было. На противоположной стороне ущелья находятся входы, закрытые дверьми пещеры, когда-то подвизавшихся здесь отшельников-монахов. Среди них с правой стороны выделяется одна пещера с большими, заглавными буквами на решетке сделанного в ней окна АС (Агиос Саввас - Святой Савва, в пер. с греческого).

Восточный склон Кедронского ущелья. Пещера св. Саввы, указанная Ангелом

Пещера, указанная Ангелом преп. Савве Освященному

Восточный склон Кедронского ущелья

Фото В.В. Шелгунова

Пещера преп. Саввы Освященного. Внутренний вид

Это скит преп. Саввы Освященного - пещера, указанная ему Ангелом, согласно житию преподобного Саввы, где он по преданию подвязался до основания Лавры и встретил льва. В этой небольшой пещере имеется только каменная скамья и совсем маленькое место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры составляют 5,5 на 3,2 метра, высота достигает до 2,7 метров.

Пещерная келия св. Иоанна Дамаскина

Келья имеет совсем крошечные размеры, туда с трудом могут протиснуться 2 человека. Над пещерой устроены кенотаф св. Иоанну Дамаскину и небольшая домовая церковь во имя св. прав. Иоанна Предтечи - небесного покровителя Иоанна Дамаскина.

Храм во имя св. Иоанна Предтечи над пещерой св. Иоанна Дамаскина

Кенотаф и вход в пещерную келию св. Иоанна Дамаскина

Ниже на один этаж от храма св. Иоанна Предтечи, расположена совсем крохотная церковь св. вклм. Георгия Победоносца, в алтарь которой вмещается лишь служащий священник.

Церковь св. вклм. Георгия Победоносца

На территории монастыря до сих пор находится святой источник - Агиазма, обнаруженный еще преп. Саввой в тишине ночной молитвы в V века.

Источник Агиазма в Лавре преп. Саввы Освященного

По преданию монастыря преп. Савва после слов молитвы: «Владыка Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с Твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам - множеству мужей, боящихся имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего», услышал шум, раздающийся внизу у пересохшего русла Кедронского потока и увидел при свете полной луны дикого осла, копающего копытами землю.

Икона "Обретение св. Саввой источника агиазма" в часовня св. Саввы

Святой Савва понял, что Господь услышал его молитвы, сошел вниз и обнаружил источник воды. Агиазма, употребляется монахами обители только для питья и дается в благословение приходящим на поклонение в монастырь паломникам.

В южной оконечности Лавры, на западном склоне Кедронского ущелья находится еще одна келия преп. Саввы Освященного. Теперь - это часовня, освященная в воспоминание молитвенных подвигов основателя Обители - преп. Саввы Освященного.

Келия преп. Саввы Освященного. На территории южной части Лавры. Внутренний вид

Также, на территории монастыря с давних времен росла финиковая пальма, которая засохла после принесения в 1965 году в Лавру святых мощей преп. Саввы Освященного. После этого паломникам стали давать на благословение только кусочки засохшего дерева. Совсем недавно дерево вновь дало ростки: на старом корне выросло небольшое деревце, листочки которого имеют чудесные свойства лечить бесплодие супружеским парам.

Их заваривают и пьют, как принято обычно заваривать и пить чай. При этом проситель сорок дней должен пребывать в посте, воздержании и усердной молитве, не оставлять посещение храма Божия . Часто паломникам монахи Обители дают листики от чудотворной пальмы вместе с информационным буклетом на русском языке с благословеним игумена монастыря преп. Саввы Освященного архимандрита Евдокима, приводим текст благословения монастыря преп. Саввы Освященного:

"Чудотворная финиковая пальма святого Саввы


Б лагочестивые поклонники святых мест и нашей святой обители, вы держите сейчас в своих руках как великое благословение несколько листочков от чудотворной финиковой пальмы, которую посадил в своей Лавре сам св. Савва. Несколько десятилетий назад дерево засохло, но чудесным образом вновь дало ростки и продолжает быть источником многочисленных чудес, особенно для благочестивых супругов, которые страдают бесплодием.

Возлюбленные во Христе братья, не забывайте, что главным условием действия благодати Божией является непоколебимая вера, страх Божий и благочестивое почитание святого Саввы. Кроме этого от вас потребуется пост - по силам и возможностям каждого - в сочетание с воздержанием от телесного супружеского общения. Само собой разумеется, что при этом на усилить как личную, так и совместную вашу супружескую молитву, м часто приступать к Святым Таинствам исповеди и причастия.

Когда духовный труд Ваш (усиленная молитва и половое воздержание) кончится, сделайте из листьев отвар (листочки надо потом сжечь) , выпейте его и после этого вновь со страхом Божиим, верой и любовью вступайте в физическое общение.

Заверяй вас, что бесплодие и неспособность к деторождению ни в коем случае не является наказанием или проклятьем Божьим. Наоборот, часто бывает, что ведя и воспитывая нас таким особым путем, Господь являет свою изобильную любовь, желая, чтобы мы всегда возлагали надежды и упования наши на всесильный и благой Его Промысел, а не на человеческое.

Подумайте, сколько бесплодных жен в Священном Писании благодаря своему терпению, совершенной любви и надежде на милость Божию стали счастливейшими матерями! Анна, мать пророка Самуила, Елизавета, мать Иоанна Предтечи, св Праматерь Божия Анна, мать Пресвятой Богородицы, и множество других святых Ветхого и Нового Завета, перечисляя имена которых пришлось бы написать целую книгу.

В озлюбленные братья, да сотворит с нами Господь, как Он Сам знает. Будет благодарить Его всегда и за благословения Его, и за Его благословенные отеческие воспитательные меры. Только одно надо понимать хорошо: Господь не хочет, чтобы мы давали Ему для того, чтобы мы получали что-то взамен. Но Он хочет, чтобы мы предались Ему всем сердцем и всем помышлением . Если Он удостоит ва когда-либо обрести детей, не думайте, что они безраздельно и окончательно принадлежат вам: все, чем мы владеем - Его дары. Если же Он не даст детей, то и это по одной только любви. Научимся не ждать одних лишь даров от Бога, но искать Его Самого и Царствия Его, как Он Сам сказал (Матфей 6, 33) , и тогда все, что нам действительно нужно, Он дарует нам изобильно и богомудро.

От всего сердца молимся, дабы благодать Божия и благословение Преподобного Саввы Освященного пребывали с вами всегда и везде.

Архимандрит Евдоким

Holy Monastery of St. Savva

P.O. Box 19824, Jerusalem 91199, Israel"

В северном направлении на восточном склоне Кедрона находится уединенный скит - пýстынь Иоанна Молчальника, где святой подвязался в VI веке. В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник . Его келия, расположенная на втором ярусе скита, имеет размеры 4 на 2,8 метра и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 метра. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами, использовавших пещеру под свои жилища.

Пустынь св. Иоанна Молчальника. Епископа Колонии

Еще севернее, но на западном склоне Кедронского потока, находится пýстынь св. Софии - мамы преп. Саввы Освященного. По преданию монастыря, преп. Савва её построил изначально для своей матери - св. Софии, которая желала уединиться в молитве рядом с монастырем, но по его строгому уставу как женщина она не могла в него даже входить.

4) Агиазма - святой источник, обретенный по молитвам святого Саввы, молившегося в ночи и обратившего внимания на ослика, копающего в этом месте землю.

5) Келия (пещера) св. Иоанна Дамаскина, над ней кенотаф святого и церковь св. Иоанна Предтечи во имя небесного покровителя св. Иоанна Дамаскина.

6) Кафоликон - центральный храм Лавры во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, основанный в 502 году преп. Саввой.

8) Юстинианова сторожевая башня, основанная на пожертвования данные преп. Савве византийским императором Юстинианом в 531 году.

9) Кедронский поток - так называемая «Юдоль плачевная». Ущелье, тянущееся сюда из восточного Иерусалима. Небольшой поток воды по дну ущелья образуется только после крайне редких в пустыне дождей. Те сточные воды канализации, которые сливаются и протекают по дну ущелья рядом с Лаврой, не имеют никакого отношения к историческому названию Кедронского потока.

10) Пустынь св. Иоанна Молчальника епископа Колонии. Находится на восточном склоне Кедронского ущелья. Иоанн Молчальник (Савваит; 454-558) - преподобный. После смерти своих богатых родителей (472). Иоанн всё своё богатство частично роздал бедным, частично использовал на постройку храмов. Затем удалился в лавру Саввы Освященного. Занимал епископскую кафедру в одной из армянских церквей с 482 по 491; последнюю часть жизни провёл в пещере. Память 3 декабря и 30 марта. Самый древний перевод жития Иоанна на славянском языке изложен в супрасльской Минее XI века.

11) Пустынь св. Ксенофонта. Находится на отвесной скале западного склона Кедронского ущелья. Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью. Оставшуюся жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество. Преподобные Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости. Преподобные старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом постничестве, также получили от Бога дар чудотворений. (Православный церковный календарь).

12) Пустынь св. Аркадия - сына преп. Ксенофонта. Находится южнее скита св. Ксенофонта. И представляет со собой несколько строений, соединенных между собой.

13) Пустынь св. Софии - матери преп. Саввы Освященного. Этот скит был специально построен св. Саввой для своей мамы. Находится на западном склоне Кедронского ущелья, чуть северней Великой Лавры.

14) Башня сербов, основанная сербскими монахами, подвизавшимися в Лавре в XVI веке. Имеет церковь св. Симеона и цистерну для сбора дождевой воды.

Согласно официальному информационному буклету, который раздают монахи Лавры паломникам при посещении Обители, также как и в древние времена, монашеская жизнь современной Лавры оставается очень строгой и аскетичной, а монастырский уклад жизни продолжает строится по византийскому времени:

«Весь уклад жизни строится по византийскому времени. Так например, двенадцатый час ночи совпадает с заходом солнца. Церковные последования начинаются через час-два после полуночи (привычного для нас времени) и продолжаются ежедневно 6-7 часов, а в период св. Четыредесятницы 9-10 часов.

Таблица времени по византийским часам

Трапеза бывает лишь один раз в день. В субботние и воскресные дни, а также в дни великих праздников - дважды в день, в дни св. Четыредесятницы монахи довольствуются неваренной пищей, т.н. сухоядением. Преп. Савва не желает, чтобы иноки имели разнообразие в пище и много заботились о возделывании сада или огорода, поэтому в самой Лавре растут лишь декоративные растения, оливковые и лимонные деревья. Некогда преп. Савва, будучи молодым монахом, был борим помыслом съесть яблоко, тогда как было не время вкушения. Когда же он победил этот помысел и растоптал яблоко ногой, он положил себе за правило не вкушать яблок до конца своей жизни. Приводя себе на память такое воздержание преп. Саввы и стремясь подражать ему в этом, монахи-Савваиты никогда не едят яблок.

Температура в Иудейской пустыне колеблется от 0° до +45-50° по Цельсию. Три или четыре раза в году в Лавре и в прилегающей к ней местности бывает дождь. Дождевую воду, которая стекает в резервуары, находящиеся внутри Лавры, монахи используют для подсобных работ. Снабжение водой монастыря являестя особым промышлением Божиим.

В Лавре не используют электричество, кроме исключительных случаев, когда использование его необходимо для проведения строительных работ.

На территорию монастыря часто заползают ядовитые змеи и скорпионы, но, несмотря на опасность их присутствия, благодатью Божией и предстательством преп. Саввы они никому из монахов не причинили никакого вреда.

Молитвами преп. Саввы и всех святых, в обители его просиявших, благодать Господня да укрепляет вас навсегда на пути вашего духовного подвига. Аминь» .

Православные паломники, прибывающие в Святую Землю со всего мира, стараются обязательно посетить это благодатный и удивительный, духовный оазис посреди безводной и аскетичной Иудейской пустыни, получив таким образом особое благословение Великого подвижника Святой Земли - преподобного Саввы Освященного.

Икона "Преп. Савва покрыл своим омофором Лавру" в часовня св. Саввы

Говорят, что перед Новым годом сбываются заветные мечты. Но сбываются они, если сначала очень захотеть, потом уговорить
того, кто может помочь мечту осуществить и организовать это осуществление, и еще приложить самой определенные усилия
по этому поводу, и вот, о-ля-ля, мечта сбывается.
Мечты бывают самые разные, но у меня мечты, зачастую, направлены в сторону путешествий и поездок. И вот, 28.12.13 осуществилась
одна из таких мечт! Мы побывали в монастыре Мар Саба, одном из самых красивых, вернее, самом красивом и самом труднодоступном
монастыре Израиля, монастыре отшельников, который находится в средней части долины Кидрона в Иудейской пустыне.


Дело в том, что монастырь Мар Саба существует на протяжении последних 1500 лет. Тот облик, который он имеет сейчас, он принял
в 1840-х г. благодаря стараниям правительства России.
Лавра преподобного Саввы лежит на юго-восток от Иерусалима в 14 км в продолжении Кедронской долины, сворачивающей к Мертвому
морю. И туда водят народ пешком... Вот, например Миша Кучер - nehag_sus предлагает пройти пешком не четырнадцать,
а восемь-десять километров в одну сторону... Мар-Саба с Кучером (облегченный вариант) .
Я бы пошла на эту экскурсию с огромным удовольствием, мне очень нравятся Мишины экскурсии... Возможно, что я бы и прошла это
растояние туда, но обратно... Если учесть то, что эти километры нужно идти по весьма пересеченной местности...
Поэтому, когда появилась возможность поехать до спуска и подъема к самому монастырю на джипах, мы с sergey_il тут же за
нее ухватились. Сразу добавлю. Поездка была разовая и не мной организована, поэтому я не могу, к сожалению, ее рекомендовать.
Из Хайфы мы приехали в Маале-Адумим. Там пересели в джипы и отправились сначала к горе Мунтар

Сам монастырь знаменит не только своей потрясающей воображение архитектурой, но и десятками легенд и тайн, окутывающих мраком
1500-летнюю историю монастыря. Так же немало легенд и тайн хранят и окрестности монастыря.

Цитаты из интернета.
"Это сооружение, возвышающееся над глубоким каньоном ручья Кидрон, является пожалуй одним из самых грандиозных памятников Иудеи.
Громадный, напоминающий крепость монастырь, в котором когда-то проживало более тысячи монахов."

"Именно про него писал Бунин: "Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской".
По-арабски вади называется ан-Нар, что значит "огненный"".

Воспользуюсь эссе Кучера для рассказа о некоторых тайнах и легендах монастыря и подробностях его окрестностях.

А еще нам на обратном пути встретились верблюды. Фотографировала из джипа.

Вскоре мы приехали к нашему автобусу, поели и поехали в Хайфу. С погодой нам здорово повезло. Обещанный во второй половине дня дня дождь пошел
где-то на подъезде к Хайфе!
Вот такой это был день сбывшейся мечты.

Сегодня у нас поездка вглубь самой маленькой пустыни мира - Иудейской, - для знакомства с самым, как некоторые считают, красивым монастырем Израиля.


1. Я несколько раз обращался к профильным форумам и к поиску в интернете, но толквого описания "как попасть в Мар Сабу" не нашел. Суть всех советов (в том числе ЛП) сводилась к "бери в Вифлееме такси и езжай". Расценок на такси тоже толком никто назвать не мог. Неудивительно: монастырь находится в "зоне А" (то есть под полным контролем палестинцев), въезд в которую израильтянам запрещен под угрозой тюремного заключения (причины такой строгости очевидны: см., например, линчевание в Рамалле). Кроме того, все опрошенные писали о сверхмалом количестве машин и длинной пустынной дороге в районе монастыря. Результат оказался прозаичнее: от Вифлеема до монастыря около 15 км, большинство из которых проходит в плотной застройке Бейт Джалы и Бейт Лехема, и лишь на финальных 5-6 км, за деревней Убейдия, дорога вьется по холмистой пустыне. Издалека монастырь видится как заброшенные башни. Кто бы мог подумать, что под башнями скрывается такая красота.


Такси можно взять в Вифлееме прямо от конечной арабского 21-го автобуса. Сразу на выходе из автобуса к нам подскочила группа таксеров в надежде отвезти нас на Мангер. После слов Мар Саба остался один самый настырный. Он показал фото церкви Рождества (!), назвал ее Мар Сабой и предложил отвезти нас туда за 250 шекелей (заодно посетовал, что литр бензина в Палестине стоит 70 шекелей, - на самом деле всего 6 с копейками, на шекель дешевле, чем в самом Израиле). Мы растолковали, как сильно он ошибается и сторговались на 150-ти с часовым ожиданием у Саввы и возвратом не сюда, а на Мангер. Вероятно, можно было доторговаться до 120-130. Таксиста звали Ибрагим и, как это обычно и бывает на Ближнем Востоке, почувствовав знание предмета и договорившись о цене, дальше он ничуть не смущался своей первоначальной лжи, а наоборот пытался продвинуть свой английский.

2. Мар Саба (по-арабски) или Лавра Саввы Освященного (по православному канону) основан в конце 5 века, и на сегодня это старейший постоянно обитаемый монастырь. В центре монастыря находится часовня, возведенная поначалу над мощами основателя лавры преподобного Саввы. Позднее, уже в XX в., мощи поместили в Благовещенском соборе (на снимке за часовней. Кроме них в лавре особо почитаются мощи Иоанна Дамаскина.


Надо сказать, что именно в Мар Сабе и именно Саввой был впервые введен в обиход Иерусалимский канон - устав, по которому сейчас совершаются все богослужения в православных церквях.

3. Женщинам вход в монастырь запрещен (они могут войти только в Женскую башню у ворот монастыря). Да и мужчинам непрост - недавно условия посещения еще более ужесточили:

4.Архитектурно суть монастыря состоит в следующем: все постройки расположены на почти вертикалной стене ущелья Кедрона. Того самого, что отделяет Старый город Иерусалима от Масличной горы.

5. У ворот мы встретили группу американцев в гидом-евреем (да, иногда они все же прорываютя сюда на джипах, используя дальние объезды по пустыне). Я уточнил, можно ли перейти на другую сторону каньона.
- Это не очень просто. Для начала там воняет. Это не совсем река, это слив нечистот из Иерусалима и Вифлеема. Ну и крутой спуск и подъем. Но перейти можно.
Через 15 минут мы были на другой стороне, наслаждаясь изумительной панорамой Мар Сабы.

Панораму не портит ни один столб и ни один провод: в обители никогда не было электричества. Сейчас здесь живут 20 монахов, по слухам среди них есть один русский.

6. Начиналась лавра как отшельническая пещера на берегу тогда еще полноводного Кедрона. Через некоторое время к Савве стали стекаться ученики, и позже Иерусалимский патриархат разрешил им возвести на этом месте церковь. А всего Савва основал в долине Кедрона девять монастырей. Если бы не сложная ситуация в Палестине, каньон Кедрона мог бы быть одним из лучших полигонов для хайкинга:

В следующей части планируется собственно Вифлеем. Оставайтесь на связи:)

Вот и стал доступен "труднодоступный" монастырь. Это какой же труд вложен!!!
Это какую ВЕРУ надо иметь!
Благодарю за пост, от всей души.

Исходное сообщение Geo_club

Огромный и красивейший город-монастырь Мар-Саба!
Вид просто завораживающий!

"Это сооружение, возвышающееся над глубоким каньоном ручья Кидрон, является пожалуй одним из самых грандиозных памятников Иудеи. Громадный, напоминающий крепость монастырь, в котором когда-то проживало более тысячи монахов."

Монастырь Мар Саба является самым знаменитым, и несомненно, самым красивым из монастырей Израиля. Он оставался действующим на протяжении последних 1500 лет. Тот облик, который он имеет сейчас, он принял в 1840-х г. благодаря стараниям правительства России.
Лавра преподобного Саввы лежит на юго-восток от Иерусалима в 14 км в продолжении Кедронской долины, сворачивающей к Мертвому морю.

Находится в средней части долины Кидрона в Иудейской пустыне.
Греко-православный монастырь знаменит не только своей потрясающей воображение архитектурой, но и десятками легенд и тайн, окутывающих мраком 1500-летнюю историю монастыря.

Именно про него писал Бунин: «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской». По-арабски вади называется ан-Нар, что значит «огненный».

Иудейская пустыня
Не перестаю удивляться необычным цветовым гаммам холмов...

Монастырь Мар Саба или же Лавра Саввы Освященного - православный греческий монастырь преподобного Саввы Освященного.

Лавра не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник в Святую землю считает долгом ее посетить.

Постараюсь рассказать об этом удивительном и необычном монастыре и Преподобном Савве Освященном.

На иврите и арабском "мар Саба" - означает очень уважительное обращение к пожилому человеку, то есть, господин дедушка.
Лавра основана на месте пещеры, где поселился преподобный Савва, и вокруг которой разрослась обитель

Многочисленные кельи-пещеры монахов
Лавра Саввы Освященного (греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου; араб. Мар Саба) - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви...
Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана И, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера, в которой он жил, и его гробница. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году.

В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:
"Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии - прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы."

Звонница монастыря Мар Саба
За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников.
По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую "Женскую башню", которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.
Женщины и животные женского пола на территорию монастыря не допускаются.

Место, специально отведенное для женщин.
Ни одна женщина и ни одна особь женского пола из мира животных не ступала на территорию Лавры.

В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего кроме богослужебных указаний сведения о монашеских традициях палестинских монастырей ВИ века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году, когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.
В монастыре никогда не было и по сей день нет электричества.

Сам святой жил в небольшой пещерке напротив, сегодня отмеченной крестом. Монастырь огромен, в нем когда-то проживало более тысячи монахов, у него голубые купола и узкие ворота на случай нападения. В монастыре 2 пещеры - в одной мощи св. Саввы, умершего в 532 г., а в другой черепа монахов, погибших от рук персов в 614 г.

Усыпальница Саввы Освященного
Многократно разрушался и восстанавливался вновь, атаковывался и был ограблен окрестными бедуинами. Окончательно восстановлен Россией, считавшей себя преемницей Византии, в 1840 г.

Мощи, а точнее мумия Саввы:
В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году.
Со времени основания, монашеская жизнь в монастыре не прекращалась.
Мар Саба - настоящий монастырь отшельников посредине иудейской пустыни.

Стены монастыря Мар Саба
Мар Саба, будучи, как я уже говорила, самым красивым монастырем, продолжает лидировать в рейтинге достопримечательностей Израиля. Только здесь, посреди Иудейской пустыни, на склоне Кедрона, можно услышать леденящие душу истории о тайной жизни монахов, чудесах, необычайных явлениях


Страницы: 1

Нельзя сказать, что Палестинская автономия (я о Западном береге реки Иордан) - сильно труднодоступное место.


Насколько я понимаю, людей просто автобусами доставляют к базилике Рождества Христова в Вифлеем из Иерусалима, Тель-Авива и Шарм-эль-Шейха (но там, понятно, удочки не брать, из автобусов не выходить). С другой стороны, я слышал, что существуют гиды, которые возят на Западный берег. С третьей стороны, из подробных и толковых текстов и красивых отчетов понятно, что самостоятельные поездки в Палестину осуществимы и просты, но сопряжены с кучей мелких сложностей. Теория без практики мертва, так что я, прочитав про монастыри Иудейской пустыни, решил побывать на Западном берегу в лавре преподобного Саввы Освященного (Дейр-Мар-Саба, Mar Saba).


Машину в Шаббат я достал в аэропорту Бен Гурион (спасибо за совет друзьям). Документы на машину предупреждают, что перед визитом в Палестину надо проконсультироваться с армией (sic!). GPS-навигатор знает основные города и POI Западного берега (но НЕ деление территорий на зоны A, B и С!) и показывает предупреждение, что визит на Западный берег "может быть рискованным". Оба этих предупреждения надо проигнорировать. Карта автодорог, которую выдает прокат, деления территорий на зоны A, B и С тоже не показывает. Аккуратный путешественник должен озаботиться и достать такую карту где-то ещё. Возможно, на заправке.


Если кто не знает, вот так выглядят окрестности Иерусалима в сторону Иудейской пустыни: города и посёлки всегда на верхушках гор, а в оврагах и ущельях либо пустыри, либо свалки или дороги. Еврейские и арабские анклавы перемешаны как лоскутное одеяло. Еврейские поселения издали можно определить по красным черепичным крышам и забору вокруг.


А арабские - по минаретам и торчащим из крыш, как принято в арабских странах, арматуринам - заготовкам под новые этажи.


На местности граница между Палестинской автономией и остальной частью Израиля заметна не так хорошо: израильские КПП в направлении выезда на Западный берег (в нашем случае) никого не проверяли, никого не останавливали, капитальных конструкций на половине в "ту" сторону дороги не имели, и, если не смотреть на "встречку", заметны только по шипам на дороге (они прокалывают колёса, если ехать по "встречке" в сторону Израиля).


После израильского КПП, населённые арабские территории начинаются не сразу, но и без каких-то специальных знаков, явно отмечающих это.


Стоит неприметный знак, запрещающий передавать машины в Палестинскую автономию для ремонта или разбора(!), взрывным образом повышается количество мусора, и вдоль обочин появляются ничего не делающие мужчины.


Уже на территориях становится понятно, почему сюда нельзя отдавать для ремонта автомобили: разборки ворованных машин - бизнес громадного масштаба.


GPS-навигатор хоть и знает палестинские POI, но добраться до них не может: полное ощущение, что у него в памяти две независимые сети дорог - полноценная израильская и куце представленная арабская.


Мой конкретный навигатор не имел свежей информации о блокпостах и перекрытых дорогах. Я выбрал в GPS ближайшую к Мар-Сабе арабскую деревню, но доехать до неё по навигатору не смог: дорога упёрлась в бетонные блоки, которые перегораживали её в трех метрах от нужного перекрёстка; пришлось спрашивать местных об альтернативной дороге и долго крутиться вокруг.


Палестинские КПП встречаются уже внутри Западного берега, но их связь с зонами A, B и С ни на местности, ни по карте не очевидна. КПП бывают нескольких видов: капитальные, как у израильтян (с будками и шипами), и просто на перекрёстках, условно отмеченные флагами или бочками по бокам дороги. Визиты евреев в зону А запрещены, и на арабских КПП это хитро проверяют: не просто просят предъявить загранпаспорт, но и смотрят наличие штампа о въезде в Израиль (чтобы под видом иностранца не проехал еврей с двойным гражданством).


Без GPS, гида или неокартографии на территориях черт ногу сломит: подавляющее большинство перекрёстков даже главных дорог не отмечено никакими указателями.


Есть и отмеченные, но лучше бы не. Вот этот перекрёсток попил у меня много крови: на самом деле, Иерусалим тут направо, а не налево, как на знаках.


Любая напряженность между евреями и арабами начинается с гибели арабского ребёнка под колёсами машины какого-нибудь израильтянина. На месте выяснилось, что сбить арабского ребёнка проще, чем не сбить. Я сам чуть не стал причиной минимум 26 интифад: если пацаны, играющие в футбол на дороге, или девочки с куклами (там же) ещё как-то объяснимы, то зачем дети выходят, берутся за руки и становятся живой цепью перед машиной, едущей в городе по улице (не двору!) - выше моего понимания.


Лавра расположена на берегу ущелья библейской реки Кедрон.


Река бежит тут из Иерусалима к Мёртвому морю.


Вокруг - огненная геенна.