Тест про пустыню и кувшин с водой. Ассоциативный тест "мираж в пустыне"

Первое желание человека, оказавшегося в пустыне, снять с себя одежду. К сожалению, так большинство и поступает. Испытав минутное облегчение, они не догадываются, что сделали первый шаг навстречу своей гибели. В пустыне загорать может позволить себе либо безумец, либо человек, располагающий неограниченным запасом воды.

Исследования показали, что при температуре воздуха +38°С потери воды потоотделением у человека, сидящего без одежды под лучами солнца, составляют 800 г/ч. У того же человека, но уже в одежде - 580 г/ч, а у сидящего в одежде в тени потоотделение снижается до 300 г/ч. Разница очень существенная.

Следует запомнить как аксиому: снимать одежду в пустыне в дневное время категорически недопустимо! Это и есть третье правило пустынного выживания. Единственное, что можно себе позволить, - это расстегнуть воротник, расслабить манжеты, снять поясной ремень. Надо стремиться укрыть от прямых солнечных лучей даже самый маленький участок кожи. Шею, лицо, руки защитить тканью носового платка, разорванным полотенцем и т. п. Наиболее нежные участки кожи - возле носа, губ, глаз - можно заклеить медицинским пластырем. Но лучше всего из куска любого имеющегося в распоряжении светлого хлопчатобумажного материала сшить защитный костюм, состоящий из бурнуса (свободного халата) и куфии (арабского головного убора).

Халат можно изготовить из цельной 3,5-метровой тканевой полосы шириной 0,6-1,0 м, для чего перегнуть ее пополам, в месте сгиба прорезать отверстие для головы, а края сшить крупными стежками. Для рук следует оставить небольшие отверстия, через которые при необходимости их можно просунуть наружу. Еще лучше к халату пришить два свободных рукава. Длину халата можно регулировать, выпуская на подвязанный поясок круговую складку. Арабские кочевники надевают халаты на голое тело, так как это более гигиенично, но при сильном ветре или ночью можно надевать под халат обыкновенную одежду.

Особое внимание надо обратить на головной убор. Даже самая пышная шевелюра сама по себе не может служить защитой от солнечных лучей. Малопригодны для пустыни современные матерчатые фуражечки-шапочки-кепочки. Поверх них желательно повязать косынку, вырезанную из куска любого светлого материала - подкладки пиджака, запасной рубахи и т. п. В крайнем случае из 2 - 3 газет можно сложить «пионерскую» пилотку. Словом, голову необходимо укрыть.

Идеальным для условий пустынной аварийной ситуации можно признать головной убор арабских кочевников - куфию. Изготавливается она из куска хлопчатобумажного материала средней плотности с размером сторон 120х120 см. В крайнем случае на 20-30 см допустимо уменьшить размеры. Квадрат материала разрезается по диагонали на два равных треугольника. Первый треугольник набрасывается на голову, как косынка. Углы его скручиваются до тех пор, пока ткань не «облепит» затылок. После этого скрученные жгутом концы укладываются сверху двумя кольцами и связываются сзади узлом. Причем укладка начинается спереди навстречу друг другу, чтобы наибольшая толщина «кольца» располагалась надо лбом. Сверху на «кольцо» укладывается второй треугольник, который подвязывается любой имеющейся в распоряжении человека веревкой, шнурком или проволокой вокруг головы. Свободно свисающие концы верхнего треугольника прикрывают от солнечных лучей шею, плечи, уши. Чтобы защитить глаза и лоб, можно вытянуть вперед ткань верхнего треугольника, чтобы получился своеобразный козырек. Низ лица затеняется подвертыванием свободно свисающих концов куфии. Они же защищают дыхательные пути от поднятых сильным ветром пыли и песка: достаточно плотно обернуть лицо тканью, связав концы куфии на затылке.

Если нашлась «лишняя» вода, очень полезно смочить внутреннюю часть куфии («кольцо»). Это на несколько часов обеспечит голове тепловой комфорт. «Прохладный обруч», облегающий затылок и лоб, создает под верхней накидкой своеобразный микроклимат, позволяя довольно легко переносить даже самую сильную жару.

Несмотря на внешнюю конструктивную простоту, арабская куфия - одно из лучших средств профилактики тепловых поражений. Можете поверить на слово.

С другой стороны, обеспечившись пустынной экипировкой, не стоит выбрасывать более теплую одежду - она еще пригодится. Иногда ночами в пустыне бывает очень прохладно, а то и просто холодно! Так холодно, как не бывает в январе в лесу. Потому что нет с собой тех теплых зимних штанов и куртки. Однажды, лежа на голом песке на подушке из собственных кед и прикрывшись тонкой простынкой белого хлопчатобумажного тента, мы почувствовали, что подмерзаем. Мы вжимались друг в друга и стучали зубами, подозревая, что подхватили какую-то хворь, характеризующуюся резким повышением температуры, пока не догадались взглянуть на термометр. На нем было +4°С! В июле! Посреди пустыни Кызылкум! А днем было +46°С. 42 градуса разницы! Можете себе представить такой перепад температур? Вот когда мы пожалели о том, что, стараясь утащить побольше воды, не прихватили с собой лишнего свитерка или хотя бы футболочки в дополнение к идеальной одежде пустыни - бурнусу.

Устройство убежищ

Следующий шаг к продлению жизни потерпевшего в пустыне - сооружение «крыши», устройство убежища. Естественную тень в песках найти практически невозможно. Тень от пустынной растительности очень разрежена, высокие вертикальные скалы встречаются редко. Ранним утром или поздним вечером от косых солнечных лучей можно укрыться за крутым склоном бархана, высокой обочиной автомобильной колеи, но в полуденные часы от солнца может защитить только тент.

В летние месяцы установку его следует признать обязательной мерой безопасности. Достаточно сказать, что более 70% тепла в пустыне человек получает именно с солнечным излучением. Матерчатый тент уменьшает приток тепла в среднем на 80-100 кал/ч. Кроме того, тент почти на 100 кал/ч снижает приток тепла от разогревшегося до +70-80°С песка. Кстати, именно поэтому устанавливать тент рекомендуется до восхода солнца или в первые часы после него, пока поверхность почвы не нагрелась. В целом можно считать, что солнцезащитный тент снижает потери воды в организме почти вдвое! За день это литры сэкономленной воды. Литры!

Простейший тент представляет из себя кусок ткани, наброшенный сверху на куст и подвязанный в нескольких местах к веткам. Можно растянуть тент над небольшой ямой-углублением в почве или наискосок, вдоль обрыва крутого бархана.



Закрепить тент лучше, привязав с помощью веревочных оттяжек к веткам кустов или к котелку, крышке котелка, обуви, плотно набитому песком носку, закопанным в грунт на полуметровую глубину.

При устройстве долговременных биваков и при использовании тонкой просвечивающей ткани можно устанавливать двойные тенты, для чего над углублением в почве растянуть один кусок ткани, прижать его в нескольких местах по периметру и углам насыпанным песком и камнями и сверху, в 30-50 см, растянуть еще один тент, закрепив таким же образом.

При строительстве всех теневых убежищ песок желательно разгрести до более прохладных глубинных слоев.

При отсутствии или недостатке ткани можно сооружать шалаши и навесы из веток саксаула. Древесина саксаула очень прочная, но ломкая, поэтому для строительства такого шалаша инструменты не понадобятся. Шалаш, состоящий из 2-3 слоев уложенных друг на друга саксауловых веток, дает неплохую тень и одновременно продувается ветром.

При устройстве шалаша в песок вкапываются 4-6 вертикальных кольев (именно вкапываются, потому что вбить или воткнуть в песок дерево невозможно), к которым в верхней части привязываются горизонтальные стропила. На стропила в 20-40 см друг от друга настилаются потолочные балки, которые, в свою очередь, закрываются не менее чем 50-100-сантиметровым (а в идеале еще большим) слоем саксауловой «листвы».

Кроме горизонтального навеса, возможны и другие конструкции теневых шалашей: односкатные, двускатные и пр.

Еще большую защиту от жары, особенно когда температура воздуха (а значит, и ветра) превышает +40°С, дают земляные убежища типа пещер, нор и навесов. Но копать их возможно только в песчаной закрепленной (с наличием растительности) пустыне. В каменистых пустынях для производства грунтовых работ нужен как минимум отбойный молоток, а в незакрепленных песках яма постоянно будет затягиваться осыпающимся песком.

Рыть пещеры следует возле стволов саксаула или любого другого пустынного растения. Причем чем их будет больше вокруг, тем крепче будут стоять стены пещеры. При выборе места необходимо учитывать положение и движение солнца: пещера, выкопанная с южной или западной стороны от растения, очень скоро окажется в лучах солнца, а с северо-востока почти весь световой день будет в тени, кроме того, человека будет прикрывать срез пещеры.

«Подрываться» под дерево следует осторожно, стараясь не обрывать корневые отростки, которые держат почву. Начало ямы лучше вырыть руками, а вот углублять пещеру допустимо только с помощью ног. Понятно, что человек, оказавшийся в глубокой норе в положении вниз головой, при ее разрушении может просто задохнуться, заваленный толстым слоем песка. Что мы однажды и наблюдали, с трудом успев выдернуть незадачливого строителя за торчащие из песка ноги из построенной им же земляной ловушки.

Удобна вырытая возле куста глубокая ниша с нависающим козырьком с северо-восточной стороны. Причем чем она будет глубже, тем в ней будет прохладней.

Обычно на строительство пещер и ниш уходит 15-30 мин.


Тактика поведения в пустыне

Немаловажна для продления жизни в пустыне правильно избранная тактика поведения, то есть то, как человек ходит, как сидит, дышит, работает, как относится к происходящему и т. п. Это не ерунда, как может показаться вначале. Смею утверждать: суетливый, невыдержанный человек в песках погибнет намного раньше уравновешенного, умеющего управлять своими эмоциями и поведением. Скажу больше: флегматик в подобных условиях более живуч, чем холерик и даже сангвиник! Не верите?

Сошлюсь на опыт царей пустыни - туарегов. Никто никогда не видел их бегающими или, например, бурно жестикулирующими. Ходят они степенно, с чувством собственного достоинства, руками без толку не размахивают, если присаживаются даже на минутку, то устраиваются основательно, с удобством, движения экономят, словами не разбрасываются - в общем, в поведении полностью соответствуют своему высокому монаршему званию. Может, оттого, что в жилах их течет голубая кровь, диктующая правила неписаного этикета? Нет, гораздо проще - оттого, что живут они в жарких аравийских пустынях. Десятки поколений их предков, родившихся и умерших в песках, выработали свой, особый стиль поведения, в точности соответствующий климатическим условиям мест обитания. Плавный жест экономичнее резкого, на него организм расходует меньше воды. Тихий разговор уместнее бурного. Спокойный шаг выгоднее быстрота. Воистину - «поспешай медленно», или, если адаптировать эту исконно русскую пословицу к условиям пустыни, - «медленно идущий - дольше живет» и, соответственно, больше пройдет!

Итак, мы установили, что в основе правильного пустынного поведения лежат спокойствие и степенность: медленная походка, неспешный разговор, удобный отдых.

Относится это не только к физическим действиям, но и к душевному состоянию человека, потерпевшего аварию. Бурные переживания «по поводу», истерики и т. п. душевные всплески в пустыне противопоказаны. Помните выражение: «Аж в пот бросило» - реакцию человека на опасность? В целом это справедливо. При внешней угрозе протекание биологических процессов в организме убыстряется. В кровь «впрыскивается» адреналин, пульс и дыхание учащаются, усиливается потоотделение и т. п. Организм готовится к активной самозащите и тем самым, как ни парадоксально прозвучит, приближает роковой исход!

В пустыне чем меньше человек в дневные часы активно выживает, тем дольше живет!

Многие европейские путешественники, впервые попавшие в Африку, удивлялись «безразличию» аборигенов к смерти. В ситуации, где белый человек изо всех сил боролся за жизнь, то есть много суетился, строил и пытался провести в жизнь самые фантастические планы спасения, местный житель просто сидел или лежал в тени падшего верблюда, бессмысленным взглядом уставившись в песок. Белый активно боролся за жизнь еще день или два, а потом погибал от водного изнурения или теплового удара. А безразличный к вопросам жизни и смерти абориген высиживал еще неделю, а то и две, и дожидался-таки спасения в образе случайного дождя или торгового каравана.

Нет, я не призываю к самоубийственной меланхолии, бороться за жизнь необходимо, но без привычной современному горожанину суеты, экономя каждое движение, то есть следуя совету мудрой пословицы - «семь раз отмерь, один раз отрежь». Мысль требует много меньше затрат воды, чем действие.

В пустынной аварийной ситуации в дневной период времени необходимо сохранять возможно большую неподвижность. Любые активные действия - переход, работы внутри лагеря и пр., - а также размышления, переживания и тому подобные душевные муки необходимо свести к минимуму.

На солнце лучше сидеть - так площадь освещенности тела меньше. В тени - лежать,

В пещерах и других грунтовых убежищах лучше лежать совершенно раздетым. Это не вполне соответствует общепринятым рекомендациям, но мой личный опыт подсказывает, что наряд Адама и Евы оказался наиболее подходящим в данном случае. Еще раз подчеркну: только во время дневки в грунтовом убежище! Соприкасаясь с более прохладным песком, тело отдает излишки тепла и тем экономит внутренние запасы жидкости.

Приведу один небольшой отрывок из дневника, описывающий прелести подобной дневной лежки.

«Я лежу в очередной яме-убежище. Дышу часто и трудно, как тяжелобольной на госпитальной койке. Я и есть тяжелобольной: мой пульс в покое (!) «зашкаливает» за 150 ударов в минуту, моя температура приближается к 39°, мое самочувствие близко к самочувствию пирожка на противне. Кажется, под тентом не осталось кислорода. В мой рот и нос вместо воздуха вливается вязкая, горячая струя расплавленного свинца, которая тяжело растекается по горлу и легким и словно прижимает меня к земле. Я ощущаю окружающий воздух не как газ, а как густую жидкость, в которой захлебываюсь, в которой тону. Вдохнуть воздух - остудить внутри легких до 39 телесных градусов, - выдохнуть, чтобы принять новую раскаленную порцию, которую тоже придется остудить…

Когда мне становится совсем невмоготу, я скребу землю пальцами рук и ног, дорываюсь до прохладных, т. е. нагревшихся чуть меньше +39°С слоев песка. Прикасаюсь к ним кожей и чувствую, как из меня «вытекают» излишки тепла. По каплям. По струйкам. Я сбрасываю тепло в грунт, как заземленный приемник электричество, как паровой котел пар. На какую-то долю секунды мне становится хорошо. Но песок быстро нагревается, и я снова переполняюсь теплом, словно включенный в электросеть утюг. Я пышу жаром так, что мною можно гладить сырые простыни и рубахи, и они будут шипеть, соприкасаясь с моей кожей. Я снова рою песок, отыскивая прохладу. И, наткнувшись на жилку холода подушечками пальцев, замираю, ощущая блаженство. Потом сыплю песок тонкими струйками на грудь, живот, ноги. Я лежу совершенно голый, покрытый тонким слоем песчаной пыли.

Мне плохо. Мне очень плохо! Ноет не справляющееся с перегрузками сердце. Лопается пересохшая кожа. Выламывает болью подсыхающие суставы - а еще говорят, что «жар костей не ломит». Глупая пословица. Для тех, кто знаком с жарой только по баням. Ломит! Так ломит, что впору кричать! И еще нестерпимо хочется пить. Пить… Я не спал уже двое суток, но не могу уснуть - потому что хочу пить… Я не ел двое суток, но есть не хочу, потому что хочу пить… Я думаю о смерти как об избавлении, потому что… хочу пить. А питья мне никто не предложит.

До вечера, когда я смогу снять с ветки саксаула свой наполнившийся водой (дай бог, чтобы наполнившийся!) полиэтиленовый пакет, еще пять долгих часов.

Я лежу молча, мучаюсь, стараюсь не думать о худшем и стараюсь дышать через нос… Обязательно через нос...»

«Через нос» - это не литературный прием автора. Это тоже прием пустынного выживания. Если человек открывает рот, испарение увеличивается, соответственно возрастают водопотери. Вспомните собак, в сильную жару лежащих с широко открытой пастью и свесившимся чуть не до земли языком. Они «испаряют» лишнее тепло.

Пусть несказанное слово сэкономит каплю воды. Только одну каплю. Малость? Но сумма малостей в пустыне равна самой жизни. Дыхание через нос - грамм, тент - десять, неподвижность - пять, белая одежда - восемь. Капли складываются в литры, минуты - в часы. Капля - пустяк, но пренебрегать ею - значит пренебрегать собственной жизнью.

Известны десятки случаев, когда человек пытался выиграть единоборство с пустыней разом, кавалерийским наскоком. Под палящими лучами солнца он начинал рыть колодец или, опять-таки днем, отправлялся на поиск людей.

«Глупо трястись над последними граммами воды, когда можно добыть ее литры! Глупо терять время, пережидая жару под тентом, если можно за это время протопать несколько километров!» - так считали очень и очень многие. В гонке за призрачным журавлем они пренебрегали близкой синицей, а когда осознавали свою ошибку, было слишком поздно.

Хочу подчеркнуть еще раз: в пустыне выживает лишь тот, кто с первой минуты аварии встает на путь самоограничений и самоконтроля. В пустыне невозможно начать выживать с «завтрашнего дня» или «с понедельника» - завтрашнего дня может просто не быть.

Дам еще несколько полезных, на мой взгляд, советов.

Критерием всякой деятельности человека в пустыне должно служить потоотделение. В пустыне поработать до седьмого пота - значит поработать плохо! Поэтому как только на коже выступил пот (обычно он вначале ощущается легкой испариной на висках, на лбу, возле границы волос, в подмышечных впадинах и паху), необходимо уменьшить физические нагрузки: снизить темп движения, временно прекратить работу.

При недостаточности или отсутствии воды от употребления еды лучше воздержаться. Пищеварение значительно усиливает чувство жажды, переваривание пищи требует дополнительного расхода воды организмом.

То же самое можно сказать о сигаретах. Табачный дым сушит ротовую полость и носоглотку, усиливает общее недомогание. В процессе курения человек, привыкший к сигаретам, может испытать минутное облегчение, очень скоро сменяющееся муками жажды. Поэтому, чтобы не вводить себя в соблазн, от табачных изделий лучше избавиться в первые часы после аварии.

Алкогольные напитки не могут заменить воду.

Что и как пить в пустыне

Многие южные народы при сильной жажде вскрывают аорты и вены вьючным или домашним животным (верблюдам, лошадям, собакам и пр.) и пьют горячую кровь. Достоверных данных о пользе или вреде подобного способа утоления жажды я отыскать не мог, но, учитывая, что кровь имеет сложный химический состав, близкий по составу к морской воде, от ее употребления лучше воздержаться.

Моча для питья не только бесполезна, но и крайне вредна. Рассказы о том, как попавшие в беду путники спаслись лишь благодаря тому, что пили верблюжью или ослиную мочу, на поверку чаще всего оказываются очередной «исторической уткой». Моча является концентратом выведенных из организма вредных веществ, фактически ядом, и пользы, естественно, принести не может.

Можно высасывать содержащие влагу глаза свежеубитых животных. Но этот рецепт, что называется, на любителя.

Если вы отходите от лагеря или места аварии даже на 2-3 км, берите с собой весь имеющийся у вас в распоряжении запас воды! Лишней воды в пустыне быть не может!

При недостатке воды пить следует часто, но очень малыми порциями. Привычное водопотребление, когда можно позволить себе осушить залпом два или три стакана сока, кваса, газированной воды, в пустыне не подходит. Выпить в несколько минут литровую фляжку воды - значит больше трети ее попросту потерять. Специальные исследования показали, что если разом употребить 1 л воды, то 16-38% ее выделится через почки, то есть в «дело» пойдут лишь 62-84%! Если тот же литр выпить в три приема по 330 г, то через почки выделится лишь 15-20% жидкости. И наконец, при употреблении 1 л воды порциями по 85 г суммарная потеря ее через почки составит лишь 5-11%, то есть усвоится 89-95% воды! Как говорится, выгода налицо.

Кроме того, дробное водопотребление облегчает страдания, вызванные чувством жажды. Например, во время наших пустынных велопереходов мы, сделав из фляжки микроглоток, удерживали воду во рту иногда по 40-50 мин!

Таким образом, мы, с одной стороны, целый день почти беспрерывно пили, с другой - воду практически не использовали. Смачивая обсохшие глотку и ротовую полость, мы обманывали собственное чувство жажды. С той же целью можно сосать смоченный в воде плотный кусочек ваты.

Конечно, лучше всего пить не воду, а зеленый чай. Почему - я рассказал выше. Вновь сошлюсь на наш опыт. После длительного водного голодания мы, выйдя к колодцу, пили воду чуть не ведрами и все равно не могли напиться. А вот горячего, свежезаваренного несладкого зеленого чая до полного утоления жажды хватало всего несколько литров.

Очень хорошо утоляют жажду в сильную жару айран (обезжиренное кислое верблюжье молоко) и чал (продукт брожения верблюжьего молока), но о них в аварийной ситуации можно только мечтать.

До сих пор я рассказывал лишь о способах экономии воды, о том, как на возможно больший срок растянуть имеющийся водный запас. Понятно, что все описанные приемы, несмотря на их эффективность, коренным образом проблему безводья решить не могут. Рано или поздно вода кончится. Что тогда предпринять? И что делать человеку, который оказался в пустыне без запаса воды? Кстати, такие случаи нередки, и не потому, что человек отправился в путь без фляжки, а потому, что осознал трагичность своего положения лишь после того, как выпил последние капли воды. Остается ли у потерпевшего в подобной ситуации хоть малая надежда на спасение?

Не стану успокаивать читателя легковесными заверениями, не стану ссылаться на единичные (действительно единичные) случаи благополучных исходов безводных аварий - вот, мол, раз люди выжили, значит, и вы непременно спасетесь. Нет, остаться в летней пустыне без воды - значит почти наверняка погибнуть в течение полутора-двух суток. Использовав весь описанный здесь арсенал средств борьбы с жарой (тенты, защитную одежду и т. п.), этот срок можно увеличить вдвое, в исключительных случаях - втрое. Но затем неизбежно наступит смерть, конечно, если за этот период времени потерпевший не выйдет к людям.

И все же впадать в отчаяние не стоит. При всей невероятной жестокости безводной пустынной аварии шанс на спасение у человека остается. Честно скажу - не самый большой, но всё же шанс! Но чтобы его использовать, надо уметь разыскивать в песках водоисточники, уметь добывать воду с помощью простейших пленочных конденсаторов и опреснителей.

Ассоциативные тесты… Кто-то им доверяет, кто-то – не воспринимает всерьёз, считая пустой тратой времени. Каждый решает сам, как ему относится к тестам подобного рода. Но в любом случае, тест, построенный на ассоциациях – это ещё одна попытка заглянуть в себя.

Итак, представьте, что вы находитесь в пустыне. Внимательно рассмотрите свой внешний вид – во что вы одеты, как выглядите, что у вас в руках. Как вы чувствуете себя в этой пустыне? Какой вы её видите?
Вы довольно долго бредёте по пустыне. Жара неимоверная и вдруг – оазис! Небольшая пальмовая роща, озерцо с прозрачной водой… Ваши действия?
Вы продолжаете своё путешествие по пустыне и видите табун лошадей. В этом табуне есть лошади абсолютно всех видом и мастей. Какую вы себе выберете? Это жеребец или кобыла?
Теперь вы едете по пустыни на лошади. Лошадь уже изрядно устала, да и вы тоже. И вот снова вам на пути встречается оазис. Пальмы, озерцо… Вы мечтаете утолить, наконец-то, жажду, но замечаете табличку «Вода отравлена». Что будете делать?
Вы снова в пути. Проехали достаточно много, и вдруг вы снова замечаете табун лошадей. Ваша лошадь практически выбилась из сил, и вы понимаете, что её нужно заменить. Кого вы выберете на этот раз и что будете делать со старой лошадью?
Наконец-то вы выехали из пустыни и добрались до города. Навстречу вам выходит карлик. Что будете делать?
С карликом и лошадью вы уже распрощались и вот уже держите в руках ключи от своей квартиры. Вы находите дом, поднимаетесь по лестнице, открываете дверь и… Что вы видите? Какая это квартира – светлая или тёмная? Что там есть? Есть ли там люди или домашние животные?
Отдохнув с дороги, вы решаете осмотреть город. Выходите из дома. Навстречу вам животное. Что это за животное? Как оно себя ведёт по отношению к вам?
Гуляя по городу, вы оказываетесь перед ооооочень высокой стеной. Вам нужно перебраться на ту сторону, а дверей или калитки не видно вообще. Что предпримите?
Допустим, вы всё попали по ту сторону стены и оказались в прекрасной яблоневом саду. Там есть самые разные сорта яблок. Вам нужно выбрать самый лучший плод. Как вы будете его выбирать? Съедите его или оставите про запас?
Вы выходите из сада и оказываетесь на краю пропасти, через которую можно перейти только по узенькому мостику. На мостике может поместиться лишь один человек. Вы уже дошли до половины моста, как вдруг навстречу вам карлик – злой и совершенно не желающий уступать вам дорогу. Как решите эту ситуацию?

Ключ к тесту:

Пустыня – это олицетворение вашей жизни и вашего отношения к ней. Если пустыня выглядит в вашем воображении спокойная с барханами, редкими колючками, то и жизнь ваша такая же – размеренная, спокойная, с определённой долей трудностей. Если же вы увидели песчаную бурю и вообще вам страшно, то и жизнь ваша представляется вам полной опасностей и вам страшно двигаться вперёд.

Если вы увидели себя в пустыне с автоматом в руках, бронежилете – есть повод задуматься о том, почему вы такой агрессивный. Кстати, если же вы увидели себя в пустыне лишь с плеером в руках, совершенно налегке и даже без панамы – в жизни вы очень непрактичный человек.

Оазис в пустыне – это ваше отношение кс страстям. Если без раздумья бросаетесь в озеро, то в жизни вы – рисковый человек и совсем не прочь попробовать запретных удовольствий. Если же вы лишь умылись, помочили ноги – в жизни вас сложно соблазнить.

Лошади – это сексуальные партнёры. Если вы выбираете лошадь противоположного пола – с ориентацией у вас всё в порядке. То, по каким критериям вы выбирали для себя лошадь, говорит о том, каким качествам партнёра отдаёте предпочтение в жизни (внешность или личные качества).

Отравленная вода в озере – это конфликтная ситуация между вами и партнёром. Ваши действия в этой ситуации показывают, как вы себя ведёте с партнёром – сваливаете всю вину на него (испробовали воду на коне) или решаете принять удар на себя (пробуете сами).

Новый табун – это разлука с предыдущим и поиск нового. Ваши действия с первой лошадью показывают, как вы расстаётесь с людьми: безжалостно бросаете, сразу же ища замену, или же стараетесь даже после расставания сохранить дружеские отношения.

Если во второй раз вы выбрали лошадь, похожую на первую – это означает, что вы ищете конкретного человека.

Карлик, которого вы встретили при въезде город – это ваше здоровье. Чем внимательнее и приветливее вы отнеслись к карлику – тем больше заботитесь о своём организме.

Квартира – отражение вашего внутреннего мира. Если она светлая, просторная – это означает, что вы человек открытый, общительный. Если окна закрыты – часто зацикливаетесь на своих проблемах. А если же в квартире к тому же ещё и темно, то вы склонны к депрессиям.

Наличие животные в квартире означает вину за какие-то свои поступки. Люди, находящиеся там – самые близкие.

Животное, которое вы увидели при выходе из дома – это то, каким вас видят окружающие люди. Кто вы – царственный лев, ласковый котёнок или жалкая дворняга?

Стена – это ваше умение справляться с депрессиями и тоской. Если стена кажется вам совершенно непреодолимой, без единого входа – в сложных ситуациях вас нельзя оставлять одного. Если же вам удалось всё же перелезть через ней – можно только позавидовать вашему самообладанию.

Фруктовый сад олицетворяет ваши сексуальные желания, фантазии, темперамент. Если вы сразу же вцепились в самый сочный плод – похоже, вы бабник. Зануды со сложным характером станут выбирать придирчиво и долго. Неуверенные в себе люди сначала выберут один сорт, потом другой… Если же вы предпочти не сорвать плод с дерева, а поднять с земли – секс для вас не особо важен.

Ситуация с карликом на узком мосту – это ваши отношения с людьми. Если вы не вступая в долгую дискуссию, просто сталкиваете противника с моста – в жизни вы спокойно «пойдёте по головам». Попытки решить конфликт мирным путём говорит о вашей склонности к компромиссам.


Не было
видно вытянутой руки. В воздухе, вместе с песком, летали кусты саксаула и верблюжьей колючки, вырванной с корнем. Солнце почти не проглядывало сквозь мощнейшую завесу из песка и пыли. Часов до трех дня я пролежал у верблюда под боком, прячась от бури. Вот уж действительно — стихия!
Пустыня не хочет впускать к себе чужаков, но обратной дороги нет.

Цель моего путешествия — максимально приблизиться к тем ощущениям, которые мог испытывать в пустыне человек, живший две с половиной тысячи лет назад, то есть в те времена, которые мы, археологи, восстанавливаем по многочисленным находкам. Какие чувства и переживания, какие радости и страхи владели им? Что мог ощущать человек, оставшись один в пустыне?

Но одного желания путешествовать по пустыне мало, необходимо было иметь определенную выучку и опыт передвижения и выживания в песках. Первые тренировки и первые автономные вылазки в Каракумы я начал еще в 1994 году, когда работал в составе археологической экспедиции под руководством В.И.Сарианиди — известного археолога с мировым именем. В том же году у меня состоялась первая и, естественно, неудачная попытка автономного перехода через пески. Тогда я избрал местом старта базу нашей экспедиции, находящуюся в 100 км от маленького городка Байрам-Али, а финишем — город Красноводск, стоящий на берегу Каспийского моря. Теперь же, проведя в песках не один сезон, я досконально изучил ландшафт, местные традиции и достаточно капризную погоду, а также постарался учесть все ошибки своих путешествий. В частности, я решил переставить местами старт и финиш: начать свой переход из Красноводска, а закончить его на базе археологической экспедиции, в юго-восточных Каракумах.

Итак, в начале сентября я прибыл в город Красноводск, имея запас продуктов ровно на 20 суток. Прикинув расстояние от Красноводска до базы экспедиции, а это около 1 200 км, нетрудно было рассчитать примерное количество дней, которое мне предстояло провести в дороге. Пару дней я бродил по восточному базару и по местным колхозам в поисках здорового верблюда-бактриана, способного переносить долгие безводные переходы и 50-градусную жару. Наконец все было готово к старту и, взвалив на своего Митю (так я назвал верблюда) рюкзаки с продуктами и снаряжение, выступил из Красноводска.

Митя оказался очень добродушным и послушным животным. Быстро привыкнув к новому наезднику и к тяжелой поклаже, он, плавно покачиваясь, спокойно и монотонно шел вперед, лишь изредка оборачиваясь и поглядывая на меня, как бы спрашивая взглядом, не отказался ли хозяин от такого тяжелого, утомительного и немножко сумасшедшего предприятия? «Нет, нет, только вперед и только на восток, — мысленно отвечал я Мите. К концу дня я почувствовал, что мы наконец-то отошли на значительное расстояние от всех населенных пунктов и обширных оазисов, которые образуются в любом месте, где есть вода. Солнце палило нещадно, и только к вечеру подул свежий ветерок, принеся долгожданную прохладу. Поужинав и пододвинув спальник поближе к теплому Митиному горбу, я крепко заснул.

Лето прошлого года выдалось очень жарким: пересохли водосборные ямы, покрылись соленой корочкой белые русла арыков и впадин. Казалось, в пустыне все вымерло. За четыре дня я не встретил ни одной живой души и ни одного арыка или колодца, где можно было бы пополнить запасы. Я стал немного волноваться, у меня оставался один литр, а до ближайшего совхоза было примерно четыре дня ходу. Если до завтрашнего дня мне не встретится вода, придется ставить водяные ловушки — обвязывать полиэтиленом кусты саксаула и за счет паров конденсата попытаться получить некоторое количество воды. Единственная живая душа — Митя — гордый бактриан, скрашивал мое одиночество. Вечерами, сидя у костра из саксаула, мы долго «разговаривали» с ним. Он понимающе смотрел на меня и лишь изредка кивал головой, наверное, думая: «Ах, ах, ах, хозяин, а ведь это только начало...»

С утра, пройдя километров 20 и потеряв всякую надежду найти воду, я расставил ловушки на кустах саксаула и прилег отдохнуть в тени Митиного горба. Хорошо выспаться не удалось, солнце переместилось, и я очнулся от жары и от пота, который стекал с меня ведрами. Краем глаза взглянув на верблюда, я замер — у него на горбу сидел огромнейший тарантул, величиной с ладонь. Подобные экземпляры очень редко можно встретить в пустыне. Видимо, Митя ничего не чувствовал, он был совершенно спокоен, дремал и экономил силы... Тарантул, преодолев горб, пополз дальше по своим делам. Прошло лишь два часа, как я поставил ловушки, этого было слишком мало, чтобы получить необходимое количество воды. Но время меня поджимало, нужно было идти вперед. С семи ловушек мне удалось собрать 250 граммов живительной влаги. Я был счастлив.

Все хорошее быстро кончается: я уже четвертый день без воды. Обветренные губы потрескались так, что невозможно шевелить ими, во рту пересохло. У меня стало темнеть в глазах. Рубаха просолилась от пота, тело просит живительной влаги, а вокруг все те же бескрайние барханы. Одинокие и мрачные, они стеной встают на моем пути. Изнуряющая жара, горячее марево. До горизонта тянутся одни пески, кое-где поросшие высохшей верблюжьей колючкой да кустами саксаула. Центральные Каракумы.

Меня охватило такое отчаянье, что хотелось кричать, бежать, орать, но не было сил даже поправить съехавшие на бок рюкзаки. Солнце в пустыне садится очень быстро, за каких-то 15-20 минут, а еще через час наступает ночь. Звездное небо словно вот-вот раздавит тебя. На фоне заходящего солнца мне показалось, что на западе линия горизонта чем-то отличается от привычной. Я поспешил туда, но надежды найти воду было мало, за все время путешествия мне встречались только пересохшие арыки. Примерно через час я отчетливо видел насыпь выкопанного арыка. Спрыгнув с верблюда и подойдя к краю, чтобы посмотреть, где удобнее перейти эту высохшую канаву, я не поверил своим глазам: под ногами была вода! Вода!!! Я спасен!!!

Какие же мы бываем глупые, когда не осознаем, что значит вода. Правильно говорят люди пустыни, что вода — это жизнь. В этом я убедился на собственном опыте. Я просидел в арыке, уже в полной темноте, часа три, впитывая в себя влагу, как засохший цветок. Митя все это время стоял рядом, горделиво и спокойно наблюдая за всеми моими причудами. Я брызгался, барахтался и бултыхался прямо в одежде. По глазам верблюда я видел, что он счастлив так же, как и я. Поздно вечером, у костра, с кружкой живительного чая, наконец-то наступил тот благодатный миг, которого я ждал в течение этих долгих десяти дней. Первая половина пути пройдена, назад дороги нет. Только вперед и только на восток. Я радовался, как ребенок.

Утром, напоив Митю, я спустился к арыку, чтобы заполнить всю пустую посуду. Каково же было мое удивление, когда вернувшись, увидел у себя на рюкзаке огромнейшую кобру с широко раздутым капюшоном. И хотя мне и раньше приходилось сталкиваться со змеями, в том числе и с кобрами, такой великолепный экземпляр — почти двухметровой длины — встретился впервые. Змея мягко раскачивала раздутым капюшоном, делая короткие выпады в ту сторону, откуда ей могла грозить опасность. Я замер. Змея, продолжая пугать меня, еще какое-то время (которое мне показалось вечностью) раскачивалась на горбу рюкзака, а потом грациозно сползла на песок и исчезла также неожиданно, как и появилась. Самое-то обидное, что фотоаппарат лежал в рюкзаке и я не смог запечатлеть великолепную рептилию. За эти дни мне не раз встречались и эфы, и кобры, и гюрзы. Стоит только догадываться, кто кого боялся больше. Хотя змеи, как правило, не причиняют зла человеку, в отличие от последнего.

Почти прожит изнурительный день под беспощадным каракумским солнцем. Вечером я почувствовал, что Митя стал выдыхаться, поэтому мне пришлось спешиться и вести его под уздцы. Мои ноги гудели от вязкого песка. Сколько раз, спотыкаясь и падая, приходилось нам переваливать через сыпучие барханы!

Часов в семь вечера я увидел вдали на горизонте огромную, серо-черную полосу — это приближалась песчаная буря. И, как назло, нигде вокруг не было видно ни одной дюны, за которой можно было бы переждать этот апокалипсис. Я едва успел окопаться, как началось что-то страшное... Ветер был настолько мощный, что при сильных порывах невозможно было дышать. Песок был везде. Глаза нельзя было открыть: забивались песком и пылью сразу же. Песок противно скрипел на зубах. Лишь только обмотавшись полотенцем, я смог спокойно подышать. Через несколько часов после начала бури мой верблюд стал нервничать и тихо рычать. Буря не стихала всю ночь и все утро.

Только часам к 11 стало светлее, хотя в обычные дни в семь утра солнце уже палит нещадно. Не сомкнув глаз всю ночь и не позавтракав, я принял решение все-таки продолжать движение, хотя Митя, как мне показалось, заболел. Глядя в его печальные глаза, я чувствовал, как у меня невольно подкатывает комок к горлу, но надо было идти. Взяв верблюда под уздцы и сгибаясь от встречного ветра, я, да и Митя тоже, с усилием преодолевали каждые 200 метров. Ураганный шквал не прекращался ни на минуту. С большим трудом пройдя около десяти километров, я совершенно выбился из сил. Внутреннее чувство подсказывало, что Митя также на пределе. И вот наступил момент, когда я упал, не в состоянии шевельнуть ни рукой, ни ногой. Дышать по-прежнему было невозможно. Без сна и еды вот уже почти двое суток... Я лежал, обессилевший, в самом центре взбунтовавшейся стихии и читал «Отче наш...» Мне казалось, что наступает конец моего перехода.

Я очнулся от того, что на меня кто-то долго и пристально смотрит. Открыв глаза, увидел перед собой шакалов, обнюхивающих меня со всех сторон. Попытался крикнуть, чтобы отогнать их, но получился лишь слабый выдох и хрип. Я даже не смог пошевелить рукой — почти весь был занесен песком.

Я понял, что оказался на пути плавающего бархана. Тот, кто был в пустыне, знает, какую опасность представляет огромная гора сыпучего песка, передвигающаяся под сильными порывами ветра. Человек, встретившись с таким барханом, легко может быть похоронен заживо.

Если бы не верблюд, заслонивший меня, плавающий бархан целиком засыпал бы меня. Только сейчас я стал понимать, что все-таки еще жив. С большим трудом начал откапываться. Ветер стал чуть-чуть тише, но песок и пыль вес также затрудняли движение. Митя был совсем плох, он лежал, положив голову на песок, не моргая и не обращая внимания на мои команды и уговоры. Казалось, ситуация сложилась безвыходная. Мне предстояло пройти чуть меньше половины пути, но без моего спутника это было практически невозможно. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что уж лучше бы я и не просыпался. Но надо было идти. Огромными усилиями мне удалось поднять верблюда, и только к вечеру, когда ветер почти стих, мы двинулись вперед. Уже давно стемнело, когда, изможденные и вконец измотанные, мы свалились от бессилия и уснули.

За ночь Митя немного пришел в себя, и назавтра, сидя у него на мягком горбу, я с ужасом вспоминал то, что нам пришлось пережить. Теперь это казалось каким-то страшным сном.

Жара. Кругом одни пески и барханы, уходящие далеко за горизонт. Рубаха покрылась соленой коркой. Безжизненная и многокилометровая пустыня. Шаг за шагом, мы приближаемся к конечной точке нашего путешествия. Осталось каких-то 400 км — и мы в лагере. Должен сказать, что с самого начала перехода меня не покидало гнетущее ощущение чьего-то присутствия. Казалось, будто ее величество Пустыня наблюдала за мной и распоряжалась, и управляла мной, как хотела. Я чувствовал себя марионеткой в ее руках.

Опять что-то неладное случилось с Митей, он снова сиял тихо хрипеть. Слава Богу, неожиданно мы встретили отару. Чабаны, узнав, откуда я и куда следую, чуть ли не с поклоном проводили к себе в шалаш. Они с неподдельным вниманием выслушали мой рассказ о всех приключениях, которые довелось испытать. Осмотрев Митю со всех сторон, подтвердили мои догадки: сказали, что верблюд тяжело болен и что через несколько десятков километров, если сейчас не остановиться, упадет. Возможно, в дороге он наступил на змею или его укусил ядовитый тарантул. Такого сюрприза, честно говоря, я не ожидал. Я прекрасно понимал, что без верблюда будет очень тяжело, практически невозможно идти по пескам. Но и сходить с маршрута не собирался. Осталось каких-то 200 км. Взвесив все «за» и «против», я принял решение идти пешком... Да, да, заканчивать свой переход придется пешком, хотя это очень рискованно и опасно. С грустью думал о Мите, с которым столько пришлось пережить... К вечеру, попрощавшись со своим верным другом и гостеприимными чабанами, я — с рюкзаком на спине — вышел на свой финальный и, наверное, самый трудный отрезок пути. Теперь я был в совершенном одиночестве.

Первые два дня не доставили хлопот. Я шел на юго-восток, размышляя о том, какую же моральную поддержку оказывал мне мой бактриан, скрашивая одиночество, и как же было жалко его потерять! Пополнив запас воды в одном из немногочисленных колодцев, я уже не шел, а почти летел, чувствуя приближение финала. Трехэтажные барханы казались маленькими бугорками. Во мне словно открылось второе дыхание. Соленый пот, который раньше разъедал глаза, казался свежей влагой.

К полудню на горизонте показались знакомые очертания палаток. Я дошел!!! Я жив!!! Такого чувства я не испытывал никогда в жизни. Бросив тяжелый рюкзак на землю и обнявшись со всеми друзьями-археологами, почувствовал, что теряю сознание. Помутнело в глазах... Когда очнулся — не помню. Открыв глаза, увидел свод палатки и лучи начинающего припекать солнца. Моя душа ликовала.

Я на себе испытал то, что чувствовал древний житель Востока. Страх, радость, жажда, усталость, отчаянье — они остались такими же, что и две с половиной тысячи лет назад.

Да, без верблюда в наше время так же, как и в далекой древности, невозможно преодолеть пески. Это, наверное, главный символ пустыни. Талисман, охраняющий и оберегающий путника от опасности.

Мне удалось сделать ряд интересных наблюдений, которые, возможно, пригодятся будущим путешественникам. За 25 дней я похудел на 16 кг, но была достигнута цель, которую поставил перед собой, — одиночный переход. Как ни странно, уже думается о новых приключениях, и взгляд обращается к Африке, Сахаре.

С помощью этого теста можно разгадать тайны, которые скрывает наше подсознание. Представьте себя в ситуациях, которые будут Вам предложены, а потом опишите "увиденное”, отвечая на вопросы теста. Чтобы было удобнее расшифровывать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги.

1. Представьте, что Вы стоите на опушке леса. До леса еще далеко. Каким Вы его себе представляете? Высоким или низким, большим (по размеру) или нет?

2. Теперь Вы входите в этот лес. Опишите его. Как Вы чувствуете себя внутри? Какой породы лес? Какие деревья преобладают сосны, елки или лиственные?

4. Лес заканчивается, и Вы неожиданно попали в знойную пустыню. Жара запредельная, вокруг одни барханы. Вас одолевают чувство голода и жажда – ведь Вы уже не первый день находитесь здесь. Усталость нарастает. Вы еле волочите ноги, пробираясь по этой жаре в только Вам известное место, и вдруг в песке находите ключ от замка… Рассмотрите его внимательно. Опишите, какая у него форма, из какого он материала. Какие Вы испытали эмоции, когда нашли ключ? Что будете с ним делать (оставите или заберете с собой)?

5. Вы разобрались с ключом и двигаетесь дальше. Вокруг все тот же раскаленный песок, изматывающая жара. А Вы так давно не отдыхали! Пейзаж не менялся уже несколько дней. И вот, среди этого царства песка, Вы увидели водоем… Не мираж ли это? Каковы Ваши эмоции в этот момент? Что Вы будете делать (например: броситесь к озеру, медленно подойдете к ручейку и умоетесь – у каждого могут быть свои варианты водоемов и действий)? Предпочтете остаться у водоема или пойдете дальше?

6. Озеро осталось позади. Вы снова в пустыне – медленно продвигаетесь к своей цели. И вдруг натыкаетесь на сосуд… Опишите, какая у него форма, из какого он материала. Интересно ли Вам, что у него внутри? Будете ли Вы в него заглядывать? Если да, то что Вы увидите там?

7. Вы рассмотрели сосуд и идете дальше по знойной пустыне. Жара Вас совершенно измучила, но Вы не останавливаетесь. Вдруг перед Вами оказывается стена. Похоже, что ей нет конца, а Вам необходимо двигаться вперед… Какие у Вас возникли ощущения при "встрече” со стеной? Опишите эту стену. Какая она (высокая, разрушенная, неприступная…)? Что Вы будете делать, чтобы перебраться на ту сторону, или все же предпочтете остаться на этой?

8. Итак, стена осталась позади. Вы долго шли по пустыне, и, наконец, "награда нашла героя” – Вы попали в оазис. В нем есть все, чего только не пожелаете. Это настоящий рай на земле! Вы пользуетесь всеми благами и наслаждаетесь жизнью. И в один прекрасный день на горизонте Вы замечаете идущий караван… Ваши действия: пойдете ли Вы навстречу каравану или затаитесь в своем раю? А может, Вы просто поговорите о том, что происходит в далеких странах, и вернетесь обратно?

Интерпретация.

Теперь давайте посмотрим, о чем говорят ваши ответы.

1 и 2 вопросы.

Лес и все древесное, что попадается на протяжении, связаны с интеллектом. Высота и размер леса соответствуют силе интеллекта и обширности познания. Взгляд на лес изнутри - это самооценка своего уровня. Взгляд снаружи - это оценка оценки. Другими словами: человек оценивает, как его оценивают другие люди. Это серединка ряда:

Я оцениваю себя.

Я оцениваю, как меня оценивают другие люди.

Я оцениваю, как меня оценивают другие люди, как я оцениваю их и себя.

У людей с уравновешенной самооценкой обычно размеры леса изнутри и снаружи совпадают.

Если лес состоит преимущественно из сосен, то интеллект логического склада. Если из лиственных - чувственного. Ну, а если из елей и елок, то тип мышления является смешанным (т.е. сложно выделить логический или чувственный тип).

Если лес завален буреломом и с оврагами, то человек в процессе решения глобальных проблем. Так бывает, если картина мира вокруг кажется сложной и запутанной. Сложнее, чем о ней думают другие.

3 вопрос.

Чудовище описывает Ваше отношение к врагам, и как Вы себе их представляете. Ваши действия по отношению к чудовищу описывают Ваше поведение с Вашими недоброжелателями.

4-ый пункт теста показывает, как Вы относитесь к дружбе.

Ключ как у Буратино: большой, красивый, золотой –соответственно происходит и выбор друзей. Друзья должны быть хороши как на подбор и, главное, всегда готовы оказать поддержку, в том числе и материальную (подход, прямо скажем, утилитарный). Дружба для Вас – это ритуал. Друзья Вам нужны, чтобы показать собственную значимость.

Ключ простенький, маленький, металлический – к друзьям Вы не предъявляете повышенные требования. Друг должен быть прост в общении, не напрягать ритуальными действиями.

Ключ от амбарного замка – Вы хотите, чтобы Ваши отношения с друзьями были стабильными.

Ключ от старинной шкатулки – к выбору друзей Вы относитесь, как к покупке антиквариата – все должны быть со своими странностями, и не обязательно знакомить их между собой. Зато можно сказать при случае: "Вот я дружу с одним парнем, так он…". За счет друзей Вы пытаетесь самоутвердиться.

Если Вы не обратили особого внимания на ключ, значит, в общении Вы закрыты, мнительны и подозрительны. Не доверяете даже близким людям. Ваш основной девиз: "Не подпускать никого близко к себе".

Рассматриваете ключ и оставляете его – Вы проявляете интерес к окружающим людям, однако не склонны превращать приятельские или дружеские отношения в обузу. Стараетесь не "лезть в душу" к другу и не допускаете разрушения собственного психологического комфорта.

Берете ключ, зажимаете его в кулаке или вешаете на шею – Вы серьезно относитесь к дружбе и готовы выполнить дружеский долг во что бы то ни стало, даже если это навредит Вашим интересам. Вы своего рода раб дружбы и рассчитываете на такое же отношение к себе, поэтому иногда вызываете у своих друзей чувство вины.

Кладете ключ в карман – стараетесь не терять старых друзей из виду, желаете "припрятать" их на черный день.

5 вопрос.

В этом пункте раскрывается Ваше отношение к сексу.

Мираж – это Ваше подсознательное неверие в реальность сексуальных отношений. Вы гонитесь за иллюзией, фантазией. Поэтому реальный сексуальный опыт не может Вас удовлетворить (реальный партнер никогда не будет так же хорош, как герой из Ваших фантазий).

Чистое прозрачное озеро – идеалистическое отношение к сексу. Вы стремитесь к кристально чистым отношениям.

Грязное пустынное озеро – подсознательное, зачастую подавленное, осуждение секса. Вы считаете секс грязным занятием.

Водопад – секс ассоциируется у Вас с мощной силой.

Ручеек – Вы считаете секс источником жизни.

Бросаетесь со всех уставших ног к водоему – Вы хотите с помощью секса избавиться от надоевших проблем.

Подходите постепенно, сначала попробовав воду ногой – Вам свойственно настороженно относиться к партнеру. Вы стремитесь узнать о нем как можно больше, чтобы не ошибиться; хотите просчитать все заранее.

Подходите к воде, но не входите в нее – невозможность раскрыться в сексуальных отношениях, подсознательный страх перед партнером.

Пьете, купаетесь, ныряете – Вы наслаждаетесь сексуальными отношениями, они Вас расслабляют.

Обосновались у водоема в шезлонге – Вы хотите, чтобы сексуальные отношения были стабильными, поэтому избегаете новизны.

6. Сосуд, найденный в пустыне, символизирует Вашу самооценку.

Глиняный кувшин говорит о наличии чувства меры; железный, медный или керамический – о практически полном его отсутствии.

Вы взяли кувшин и заглянули в него – значит, Вы стремитесь к самопознанию.

Вы не взяли кувшин и не захотели заглянуть в него – наверняка Вы не хотите знать правду о себе; это может быть связано с низкой самооценкой и желанием ее замаскировать.

Кувшин пустой или заполнен песком – самооценка занижена.

Кувшин наполнен драгоценными камнями, золотом – завышенная самооценка, постоянное желание приукрасить себя.

Кувшин заполнен водой – Ваша самооценка близка к адекватной, отражает стремление к саморазвитию.

7. В этом пункте Вы узнаете о своем отношении к проблемам и их решению.

Стена высокая, возникло ощущение, что ее невозможно преодолеть – Вы относитесь к жизненным трудностям как к чему-то непреодолимому, зачастую делаете из мухи слона.

Стена высокая, но с неровной кладкой, по которой можно взобраться вверх – Вы всегда стремитесь преодолевать препятствия, для вас нет ничего невозможного.

Разрушенная стена – Вы склонны нивелировать проблемы, стараясь себя утешить.

Сидите под стеной в ожидании помощи – Вы не уверены в собственных силах, зависите от обстоятельств.

Будете искать, как обойти стену – подсознательно Вы хотите избежать любых проблем, поэтому стараетесь обходить острые углы.

Кричите, чтобы сбросили веревку, – Вы любите решать проблемы с чужой помощью.

Берете стену штурмом – Вы мобилизуетесь, чтобы от страха не пролететь на разогретых парах все трудности, в результате не приобрести опыт и вновь оказаться в подобной ситуации.

Осторожно перелазите через стену – обычно Вы решаете проблемы самостоятельно, не перекладывая ответственность на чужие плечи.

Залазите на стену и рассматриваете, что там с другой стороны, – Вам свойственно остановиться на полпути, чтобы все предусмотреть и обезопасить себя.

8. В этом пункте можно узнать, склонны ли Вы поддаваться соблазну, когда у Вас уже всё есть. Хотите ли Вы развиваться и двигаться вперед или же отдаете преимущество психологической безопасности и стабильности?

Вы уходите с караваном – значит, по природе Вы странник и искатель.

Вы остаетесь в оазисе – для Вас важнее состояние полного комфорта.