Ядерные тайны острова матуа. Японскую крепость остров Матуа прикроют русские «Бореи Итоги экспедиции на остров матуа

Отряд Тихоокеанского флота, в числе которого большой десантный корабль "Адмирал Невельской", килекторное судно КИЛ-168 и спасательный буксир "СБ-522", доставил на Курильский остров Матуа участников совместной экспедиции Минобороны России и РГО, а также более 30-ти единиц различной техники.

Остров Матуа располагается в средней части Курильской гряды и значительно удален от населенных районов Сахалина и Камчатки. Размер острова – 11 километров в длину и 6 с половиной в ширину. Для него характерен аномально холодный климат с большим количеством осадков. На Матуа находится один из самых активных действующих вулканов региона – вулкан Сарычева. Здесь сохранился мощный пласт историко-культурного наследия, которое делится на айнское, японское и российское. Кроме того, на Матуа находится самый северный пункт распространения шнуровой керамики – археологической культуры неолита "Дзёмон".

В этом году научный состав экспедиции значительно расширился. На острове Матуа будут работать гидрогеологи, вулканологи, гидробиологи, ландшафтоведы, почвоведы, подводники, поисковики и археологи из Владивостока и Москвы, Камчатки и Сахалина. Участие в проекте принимают Экспедиционный центр Министерства обороны Российской Федерации, Русское географическое общество и личный состав Тихоокеанского флота.

В ходе работ будет осуществлен сбор материалов для подготовки атласа-определителя морских обитателей акватории острова Матуа и соседних островов, а также проведена видеосъемка рельефа дна в местах погружений для анализа гидрографических характеристик.

Будет реконструирована активность вулкана Пик Сарычева за последние 100 тысяч лет, определен уровень его современной активности. Это необходимо для оценки вулканической опасности территории и формирования долгосрочного прогноза.

Кроме того, продолжатся работы по поиску и исследованию объектов исторической военной техники и фортификационных сооружений периода Второй мировой войны. Получат развитие археологические работы по выявлению и изучению памятников истории и культуры различных эпох, включая айнскую.

По итогам экспедиции 2017 года будут подготовлены материалы по перспективам дальнейшего освоения острова: составлены карты опасных природных явлений, проведен анализ альтернативных источников энергии, химического состава природных вод, потенциального плодородия почв.

В 2016 году Русским географическим обществом совместно с Министерством обороны Российской Федерации впервые была организована экспедиция на Матуа. Ее целью стало исследование артефактов Второй мировой войны и составление историко-географического портрета острова.

Вторая экспедиция Минобороны России и Русского географического общества на остров Матуа Курильской гряды высадилась сегодня в бухтах Айна и Двойная. Отряд кораблей Тихоокеанского флота доставил сюда более 100 военнослужащих и гражданских специалистов и 30 единиц техники.

Ранее в Минобороны сообщали о планах создать на Матуа пункт базирования кораблей Тихоокеанского флота и восстановить аэродром. Глава военного ведомства России Сергей Шойгу отмечал : "Мы предполагаем восстановить, и не только восстановить, но и активно эксплуатировать этот остров".

С июня по сентябрь экспедиционный центр Министерства обороны, РГО и военные моряки планируют провести картографирование местности, исследовать вулкан Пик Сарычева, гидрографию и рельеф прибрежного дна, составить атлас морских обитателей прилегающей акватории. На Матуа будут работать гидрогеологи, вулканологи, гидробиологи, почвоведы, подводники, поисковики и археологи. Специалисты проведут анализ химического состава природных вод и потенциального плодородия почв. Это район повышенной сейсмической активности, и вулканологи намерены реконструировать активность вулкана Пик Сарычева за последние 100 тысяч лет, чтобы оценить вулканическую опасность территории на перспективу.

© Фото: Русское географическое общество/Андрей Горбань


© Фото: Русское географическое общество/Андрей Горбань

Затерянный в океане Матуа площадью всего 52 квадратных километра не зря вызывает такой пристальный интерес.

Стратегическое значение

Военно-морской флот изучает возможность создания на Курилах пункта базирования кораблей. Свой интерес имеет и дальняя авиация. Две экспедиции на Матуа — это фактически полный цикл проектно-изыскательских работ, которые необходимо выполнить накануне масштабного строительства новой военно-морской базы, точнее — пункта материально-технического обеспечения Тихоокеанского флота.

Первая экспедиция исследовала Матуа в мае-июле 2016 года. Специалисты провели радиационную и химическую разведку, изучили фортификационные сооружения и другие исторические объекты , выполнили более тысячи лабораторных исследований , сделали сотни измерений внешней среды, включая гидрографию бухт и заливов.

Матуа — остров средней группы Большой гряды Курильских островов (по прямой до Петропавловска-Камчатского — 670 километров, до японского Хоккайдо — 740 километров). Административно . В годы Второй мировой войны был одной из крупнейших японских военно-морских баз. Коренными жителями острова были охотники — айны, в 1875 году их сменили японские военнослужащие. В 1945-м на острове обосновались советские пограничники, позднее — подразделения ПВО. В 2000 году военные объекты на Матуа законсервировали, и остров стал необитаемым на 15 лет.

Остров напоминает крепость посреди океана . Матуа надежно защищен неприступными скалами и высокими берегами, . Неплохо японские доты, мощеные дороги, три взлетно-посадочные полосы военного аэродрома, а также просторные подземные сооружения непонятного предназначения.

В юго-западной части Матуа есть удобный и относительно безопасный для базирования кораблей пролив, прикрытый от ветров небольшим островком Топорковый. Именно здесь располагались японские рейд и причалы. С 1930-х годов остров служил японцам плацдармом для дальнейшей экспансии в направлении Камчатки.

В августе 1945 года советские десантники обнаружили на Матуа практически безоружных японцев: у 3800 сдавшихся солдат и офицеров оказалось всего 2000 винтовок, а летчики, моряки и артиллеристы просто исчезли (гарнизон насчитывал 7,5 тысячи военнослужащих). Для сравнения: на острове Шумшу советские войска захватили более 60 японских танков . Из допросов командующего северной группировкой генерала Цуми Фусаки известно, что гарнизон Матуа ему не подчинялся и управлялся напрямую из ставки на Хоккайдо. Остров имел особый статус и до сего дня хранит многие тайны.

Новая крепость

Россия граничит на море с 12 странами, и не все из них дружественны. До недавнего времени наши тихоокеанские соседи — Соединенные Штаты — практиковали военно-политическое "сдерживание" России. А Япония претендует на четыре российских острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. И вполне закономерным выглядит укрепление дальневосточных рубежей, где с 2015 года создается единая система береговой обороны, необходимая для контроля проливных зон Курильских островов и Берингова пролива, прикрытия маршрутов развертывания флота и повышения боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил. Стальная Курильская гряда — мера вынужденная, но весьма эффективная.

На Курилах формируется Сегодня Охотское море практически полностью прикрывают БРК (логично предположить присутствие на линии Курил и зенитных ракетных систем С-400). Новые возможности ракетного оружия позволяют создавать особо защищенные районы моря (anti-access/area-denial), наиболее благоприятные для боевого патрулирования РПКСН — в четырех тысячах миль от Сан-Франциско и позиций американских стратегических сил наземного базирования в штатах Вайоминг, Монтана и Северная Дакота.

Курилы и Камчатка должны превратиться в несокрушимую морскую крепость России. И для реализации этой цели маленький остров Матуи имеет большое значение.

На днях на крошечном необитаемом острове Матуа Курильской гряды (площадь около 52 квадратных километров) приступила к работе вторая экспедиция Министерства обороны РФ. К острову из Владивостока прибыл внушительный отряд военных кораблей и судов под командованием заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Андрея Рябухина . В составе отряда БДК «Адмирал Невельской», киллектор КИЛ-168 и спасательный буксир СБ-522. На их бортах около сотни исследователей и 30 единиц инженерной техники для обеспечения различных работ.

Ровно год назад первая подобная экспедиция на том же «Адмирале Невельском» уже побывала на Матуа. И руководил ею тоже вице-адмирал Рябухин. Специалистами было проведено более 1000 лабораторных исследований по физико-химическим и биологическим показателям, сделано более 200 измерений внешней среды, проведена радиационная и химическая разведка. Водолазы обследовали обе крошечные бухты этого клочка суши - Айну (максимальные глубины до 25 метров) и Ямато (глубины до 9 метров). В годы Второй мировой войны именно через них осуществлялось снабжение семитысячного японского гарнизона на Матуа, на котором располагалась крупнейшая и отлично оборудованная военная база императорской армии. Большинство ее оборонительных сооружений были вырублены в окрестных скалах и служили надежным укрытием для личного состава и боевых припасов.

Но главным на острове были не многочисленные артиллерийские доты и подземные туннели. Основное значение имел крупнейший по тем временам военный аэродром, позволявший японцам из этих мест контролировать с воздуха обширную часть Тихого океана и Охотского моря, а также большую часть островов Курильской гряды. Три забетонированных и обогреваемых термальными подземными источниками взлетно-посадочных полосы (ВВП) длиною в 1200 метров каждая делали аэродром практически всепогодным. Тем не менее, в 1945 году оборонявшийся здесь японский 41-й отдельный смешанный полк (численностью в три тысячи солдат и офицеров, остальной гарнизон к тому времени уже был эвакуирован) сдался советским десантникам без единого выстрела.

Несмотря на то, что после Второй мировой войны остров оставался практически безлюдным и советскими властями почти никак не использовался, как выяснилось, тот аэродром и сегодня в неплохом состоянии. Во всяком случае, российские военные вертолеты с лета 2016 года на него уже садятся. Способен ли аэродром острова после небольших реставрационных работ принимать еще и самолеты? А если - да, то каких типов? Это тоже в минувшем году выясняла экспедиция вице-адмирала Рябухина.

Цель столь беспрецедентной активности моряков-дальневосточников секретом не является. Впервые о ней в мае 2016 года на военном совете Восточного военного округа объявил генерал-полковник Сергей Суровикин: изучается возможность размещения на острове новой базы Тихоокеанского флота . Более того, 29 июня, когда работа первой экспедиции была еще в полном разгаре, некий неназванный источник в Минобороны РФ заявил РИА «Новости», что возведение объектов базы на Матуа начнется просто-таки в бешеном темпе - уже до конца 2016 года. Однако вопреки этим планам пока там так ничего и не происходит. Почему?

Известно, по крайней мере, об одной неожиданной проблеме, с которой столкнулось командование ТОФ: пресная вода. Когда здесь стоял японский гарнизон, воды на Матуа явно было вдоволь. Об этом свидетельствуют огромные бетонные резервуары, сохранившиеся в скалах. А также разветвленная сеть керамических труб, которая тянется от них к оборонительным сооружениям. Пока трубы, понятное дело, пусты. Как снова наполнить хитроумный японский водопровод, наши инженеры к сегодняшнему дню так и не выяснили. По словам вице-адмирала Рябухина, «мы еще не понимаем точно, что и куда втекало и откуда вытекало». А пока это является секретом, стройку на Матуа начинать нельзя. Танкерами и судами-водолеями ее потребностей в живительной влаге не удовлетворить.

Но все это, видимо, временные трудности и новую базу на этом острове наш флот все же когда-нибудь получит. Как представляется, важно попытаться понять, зачем она нам? И вообще что это будет за база?

Что можно сказать наверняка уже сегодня - для боевых кораблей и вспомогательных судов там могут быть только временные причалы. Причины не только в том, что бухты Айну и Ямато природой слишком открытые и недостаточно защищены от океанских ветров и штормов. Хотя в лоциях они и обозначены как возможные места якорных стоянок.

Главную проблему для создания полноценного пункта корабельного базирования, очевидно, представляет действующий на Матуа вулкан Сарычева высотой 1446 метров. Его сильные извержения за минувший век случались четыре раза, в 1928, 1930, 1946, 1976, одно извержение произошло в 2009 году. Тогда два потока раскаленной лавы сползли в океан, застыли и увеличили площадь острова сразу на полтора квадратных километра. Недаром на языке проживавших некогда в этих краях народа айнов Матуа - «маленький горящий заливчик».

Но и вулкан - не единственная проблема для Матуа. Это район повышенной сейсмической активности. Регулярные могучие землетрясения вызывают разрушительные цунами. Скажем, мощнейшее в истории современных Курил Симуширское землетрясение, случившееся 15 ноября 2006 года, обрушило на остров гигантскую волну, местами достигавшую высоты 20 метров. Что, видимо, сравнимо с последствиями близкого подводного ядерного взрыва. Что осталось бы в этом случае от причалов и наших кораблей на Матуа?

Таким образом, новый пункт корабельного базирования ТОФ на Матуа мы построим вряд ли. Тогда во имя чего сыр-бор? Восстановим военный аэродром? С учетом построенных еще японцами трех замечательных ВПП, их возвращение к жизни, очевидно, не потребует больших усилий. Но длина каждой, как было сказано, по 1200 метров, ширина - 80 метров. Чтобы посадить даже вертолетный полк этого более чем достаточно. Для истребителей типа Су-27, Су-35 и МиГ-29 - тоже. А вот, допустим, для тяжелых бомбардировщиков Ту-22М3 маловато будет, полосы удлинять придется практически в два раза. Но ведь именно в посадке сюда российской Дальней авиации видят главный смысл новой военной базы на Матуа большинство российских военных экспертов. Потому что в этом случае в пределах досягаемости наших тяжелых бомбардировщиков окажется тихоокеанское побережье Соединенных Штатов. А значит вылетать на патрулирование «штатовских» рубежей смогут не только «стратеги» Ту-95МС и Ту-160. Круг потенциальных угроз американцам со стороны России окажется значительно шире.

На этот счет полон оптимизма бывший главнокомандующий Военно-Воздушными силами РФ генерал армии Петр Дейнекин : «Что касается аэродрома на Матуа, то в настоящее время он маловат для обеспечения полётов тяжелой авиации. Но в дальнейшем будет сделано всё для того, чтобы этот аэродром превратился в авиационную базу».

Вопрос только в том, позволит ли это рельеф местности? Ведь хотя бы одну полосу для Ту-22М3 придется удлинять более чем вдвое - до 3−3,5 км. При максимальной длине острова в 11 километров и ширине в 6,4 километра это может оказаться проблемой. Особенно если учесть, что значительную часть территории занимает вулкан Сарычева. Наверняка и над решением этой проблемы сегодня бьется экспедиция вице-адмирала Рябухина.

Между тем, даже если не получится «посадить» на Матуа российскую Дальнюю авиацию и дело ограничится только истребителями, большой смысл в новой островной базе все равно будет. Потому что границы наших возможностей по воздушному прикрытию базы атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения, в том числе и новых «Бореев», в Вилючинске (Камчатка) тоже прилично раздвинутся.

Ведь сегодня задача истребительного прикрытия Камчатки возложена главным образом на 865-й отдельный авиаполк, который летает на перехватчиках МиГ-31. Полк базируется на аэродроме Елизово под Петропавловском-Камчатским . А Матуа - это примерно 700 километров к юго-западу от самолетных стоянок 865-го отдельного полка. Соответственно, в этом направлении к центру Тихого океана на столько же будет сдвинута дальняя граница потенциального перехвата средств воздушного нападения противника. Выигрыш во времени и пространстве для нас в случае внезапного нападения более чем внушительный.

Нечего и говорить, что то же самое на Матуа наверняка будет проделано и с комплексами противокорабельных крылатых ракет «Бастион», «Бал», а также зенитно-ракетными системами С-400 «Триумф» . С прошлого года такое оружие уже развернуто на Камчатке, что тут же вызвало вполне понятную резкую реакцию в США и Японии. Там обеспокоенно заговорили, что на полуострове Россия создает очередную «зону ограничения доступа A2/AD», как такие районы называют в Пентагоне.

До сих пор считалось, что «зоны A2/AD» нами уже созданы в Калининграде, Крыму, под Санкт-Петербургом, Мурманском, Ереваном и в сирийском Тартусе. Но все это на северо-западном, западном и юго-западном направлениях. Теперь пришла очередь российского Дальнего Востока. К прежнему перечню заокеанским стратегам приходится плюсовать и Камчатку. Однако если нам удастся быстро превратить в крепость еще и остров Матуа, даже оборона базы российских атомных ракетных крейсеров станет глубокоэшелонированной. И близко подобраться к полуострову безнаказанно не получится.

Завершилась вторая совместная экспедиция Минобороны и Русского географического общества на остров Матуа. Ее участники - историки, археологи, экологи и гидрографы - рассказали на очередном заседании РГО о своих удивительных находках, обнаруженных на этом небольшом, но очень загадочном острове Курильской гряды, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.

Участники второй совместной экспедиции военных и ученых на курильский остров Матуа подвели итоги своей работы. На очередном заседании Сахалинского отделения Русского географического общества они выступили с докладами, в которых рассказали, какие новые тайны остров раскрыл для них и какие находки породили новые вопросы.

Открыл заседание председатель отделения РГО Сергей Пономарёв . Он отметил, что сотрудничество с Тихоокеанским флотом дало новые возможности для изучения Курильских островов.

“В экспедиции самое дорогое - это транспортная доставка на Курильские острова. А то, что Сергей Шойгу возглавил Русское географическое общество, позволило организовывать вот такие совместные проекты с Минобороны. Военные тоже направляются на Матуа со своими исследовательскими целями. И берут с собой наших ученых. Мы же используем это сотрудничество в свою пользу. Наши исследования касаются истории, археологии, экологии. Такая многофункциональность помогает комплексному исследованию островов - как на суше, так и в море”, - сказал Пономарёв.

Встреча с членами экспедиции на Матуа. Фото: ИА SakhalinMedia

Встреча с членами экспедиции на Матуа. Фото: ИА SakhalinMedia

Встреча с членами экспедиции на Матуа. Фото: ИА SakhalinMedia

Встреча с членами экспедиции на Матуа. Фото: ИА SakhalinMedia

Встреча с членами экспедиции на Матуа. Фото: ИА SakhalinMedia

Он напомнил, что Матуа - очень интересный с точки зрения краеведов остров. Он находится в середине Курильской гряды и прежде использовался японцами как перевалочный пункт на маршруте с севера на юг, а также мощная военно-морская база и аэродром.

Историк-краевед Игорь Самарин во время этой экспедиции продолжил свою прошлогоднюю работу. Его главной задачей было восстановление схемы японских долговременных огневых сооружений на острове. В прошлом году такая карта была составлена, но, как оказалось, остров таит в себе еще немало открытий.

“В этом году совершенно случайно наши коллеги-военные обнаружили выход керамической трубы из земли. Опустили в нее импровизированную видеокамеру - смартфон с фонариком, нашли там помещение. На глубине трех метров оказалось бетонное сооружение, примыкающее к артиллерийскому дальномерному посту. Оказалось, что там под землей располагался командный пункт управления огнем. Оттуда с помощью электроники передавались команды к орудиям”, - рассказал Игорь Самарин.

Также одной из задач этого года стало изучение японского командного поста на одной из высот острова. Группа Самарина откопала это бетонное сооружение и попала внутрь.

Но самые интересные открытия ученые сделали, изучая мелкие, не всегда очевидные детали. Так, рядом с одной из солдатских казарм был найдем абажур от лампы. Игорь Самарин поясняет: по свидетельствам самих японских военных тех лет, флотские моряки жили лучше пехоты и у них единственных было электричество. Так что найденный абажур подкрепил уверенность в том, что в казармах на острове жили именно моряки.

“Многие обычные вещи являлись откровением. Вот нашли пивную бутылку, самую обычную, но на донышке - дата изготовления “18 S 8”. Для знающего человека это просто - август 16 года, по европейскому летоисчислению - 1941 год. Таких бутылок на острове нашли 25 штук. По ним удалось определить время, когда бутылки поставлялись на остров. Оказалось, что первые поставки провизии начались в 1938 году и закончились в 1943 году. А в 1944 году началась блокада острова Матуа американскими подводными лодками”, - продолжил свой доклад Самарин.

Ученые не оставили без внимания и японские кухонные кучи возле каждой землянки. Среди отходов были обнаружены птичьи кости. Как оказалось, японцы активно использовали в пищу местных топорков. Также они ели мышей - полевок. Даже был налажен натуральный обмен - одна мышка стоила две сигареты. Шкурки грызунов переправлялись в метрополию для изготовления из них перчаток.

Всего с острова историки привезли 86 предметов японского и советского периода - от детских пинеток и посуды до топливных бочек и кустарно сделанных печек.

Также ученым удалось раскрыть еще одну загадку, которую хранил острова Матуа со времен Второй мировой войны. Более 70 лет судьба американской подводной лодки Herring, потопившей у Матуа два японских корабля, была неизвестна и о ней сохранились противоречивые сведения. Гидрографы во главе с капитаном большого гидрографического катера Игорем Тихоновым прочесали всю акваторию бухты Двойной с помощью многолучевого эхолота. И объект, очень похожий на подводную лодку, был обнаружен в районе мыса Юрлова на глубине 110 метров. Что дальше делать с этим открытием, определят военные.

В рамках экспедиции исследователи изучали и более древний период истории острова. Так, группа археолога Ольги Шубиной обнаружила на острове более ста котлованов от древних жилищ первых жителей острова. Вероятнее всего они принадлежали древним айнам, жившим здесь 2,5 - 3 тысячи лет назад. Ученые провели раскопки на местах находок и обозначили границы археологических памятников.

В завершении заседания председатель Сахалинского РГО Сергей Пономарёв сообщил, что учеными создана рабочая группа, занимающаяся унификацией географических названий на острове Матуа.

“Многие объекты Матуа до сих пор носят японские названия или “народные” советские. Группа готовит предложение по официальному наименованию порядка трех десятков бухт, мысов и высот, чтобы при составлении карт и схем мы могли пользоваться одинаковыми обозначениями и понимать друг друга”, - сообщил Пономарёв.